Национальный банковский регулятор выпустил методическое письмо, в котором крайне рекомендуется кредитным учреждениям ознакомиться с отчётами о государственной аналитике рисков отмывания криминальных активов и оценке опасностей финансирования терроризма. Эти информационные резюме предоставлены Росфинмониторингом. Мы поясним, какие возможные опасности связаны с отмыванием противозаконных доходов и методики их нейтрализации.
Анализ угроз ОД/ФТ на государственном уровне
В соответствии с указаниями Международной ассоциации по разрашению финансовой защиты от отмывания денег (ФАТФ), национальные правительства должны регулярно проводить анализ угроз, связанных с легализацией незаконных доходов и финансированием терроризма. Это критически важно для создания общего понимания финансовых рисков и экономической устойчивости национального уровня, а также для предотвращения возможных разрушительных последствий данных преступлений, что в итоге способствует разработке адекватных мер противодействия.
В рамках этой миссии Росфинмониторинг (РФМ) подготовил необходимую документацию для оценки.
- Определение основных стратегий превращения преступных доходов в легальные активы;
- Идентификация слабых мест в системе противодействия легализации доходов;
- Достижение общего восприятия уровня угроз среди всех заинтересованных сторон;
- Формирование стратегических задач и оптимизация распределения ресурсов для минимизации выявленных угроз.
Иерархия рисков
Риски сортированы по степени серьезности: экстремальный, высокий, умеренный, минимальный.
Разряд риска |
Характеристика риска |
Экстремальный риск |
Использование фирм-однодневок |
Взаимодействие с вымышленной внешнеэкономической деятельностью |
|
Сделки с иностранными юридическими лицами и трастами |
|
Транзакции наличными средствами |
|
Транзакции с электронными валютами |
|
Обращение с криптовалютой (такой как биткоин) |
|
Вовлечение лиц, связанных с государственными служащими |
|
Повышенный риск |
Сотрудничество с банковскими учреждениями, МФО и кооперативами |
Торговля драгоценными металлами и камнями |
|
Эксплуатация систем для перевода денег |
|
Операции на рынке акций и облигаций |
|
Перевоз наличных через границы государств ЕАЭС |
|
Умеренный риск |
Деловое взаимодействие со страховыми компаниями |
Сделки с недвижимостью |
|
Использование сервисов Почты России |
|
Работа с нотариусами |
|
Взаимодействие с лизинговыми организациями |
|
Кооперация с мобильными операторами |
|
Сотрудничество с платежными системами |
|
Низкий риск |
Деловые контакты с ПИФами, НПФ, аудиторскими и юридическими фирмами, бухгалтерами |
Использование неформальных систем денежных переводов (например, Хавала) |
Разделение рисков
Определение уровней риска
Экстремальный риск
Использование фирм-однодневок
Сделки с несуществующей ВЭД
Вовлечение иностранных юридических лиц и трастов
Транзакции с наличными
Транзакции с электронными деньгами
Сделки с криптовалютой (например, биткоин)
Привлечение лиц, связанных с госслужащими
Повышенный риск
Связь с банками и микрофинансовыми организациями
Торговля на рынке драгоценных металлов
Использование систем для перевода денег
Операции с ценными бумагами
Перевоз наличности за рубеж
Умеренный риск
Кооперация со страховыми компаниями
Сделки с недвижимостью
Использование услуг национальной почты
Работа с нотариусами
Сотрудничество с лизинговыми фирмами
Взаимодействие с телекоммуникационными операторами
Сотрудничество с платежными агентами
Низкий риск
Контакты с фондами, аудиторскими и правовыми службами, бухгалтерами
Использование неофициальных систем денежных перемещений (типа "Хавала")
Далее мы подробно рассмотрим специфические виды рисков и изложим стратегии, которые государство намерено применять для их регулирования.
Привидения бизнеса
Росфинмониторинг акцентирует внимание на массовость использования номинальных компаний для отмывания преступных доходов.
Инициированы строгие правительственные инициативы, направленные на ликвидацию эксплуатации межпосреднических фирм: законодательно углублены подходы к прекращению регистрации таких субъектов и задействования в этих действиях посреднических лиц.
Кроме того, запущена система регистрации компаний в национальном реестре банковских клиентов с ограничениями, которые запрещают им совершение экономических операций и открытие расчетных счетов.
Следовательно, в 2017 году банковские учреждения выполнили более 620 тысяч вердиктов об отказе в операциях, что способствовало предотвращению перелива активов в теневой сектор экономики на общую сумму свыше 181 миллиарда рублей, как подчеркнуто в отчетах РФМ.
ФНС России активно занимается верификацией данных Единого государственного реестра юридических лиц. Дополнительным методом борьбы является система АСК НДС-2, которая помогает выявлять мошенничество с НДС среди фиктивных организаций и подставных счетов-фактур.
Финансовые Манипуляции
В рамках противодействия лаундерингу денежных активов, полученных незаконным путем, высока вероятность использования метода, известного как "обналичивание". Фиксируются эпизоды, когда платежные карты, оформленные на подставных лиц, а также корпоративные кредитные карты применялись в схемах законного оформления финансов, заработанных среди прочего злоумышленным образом в области наркобизнеса и интернет-мошенничества.
Практики превращения наличных в безналичные помогают поддерживать скрытую экономику, в частности посредством выплат черного дохода и избегания налоговых отчислений. Весомая доля наличных в финансовом обороте страны объясняется также уникальными чертами экономического строя и особенностями национального характера. Неясность кешовых операций, а также возможности для совершения значительных покупок наличными средствами способствуют преступной деятельности и затрудняют юридическое преследование.
Меры, предпринимаемые государственными структурами для борьбы с этим деструктивным феноменом, схожи с методиками, используемыми против компаний-молний.
За последние годы число прецедентов официального обналичивания в системе банков значимо снизилось — с 1,2 триллиона рублей до 326 миллиардов рублей, что составило спад в 3,8 раза.
Цифровые платёжные инструменты
Применение цифровых платёжных инструментов становится теневым за счёт их использования в нелегальных операциях, таких как торговля запрещёнными веществами и легализация криминальных доходов. Злоумышленники отдают предпочтение анонимным цифровым методам расчётов, оформленным на частных лиц. Эти инструменты активно используются для незаконных финансовых транзакций между виртуальными счетами. Они часто регистрируются на так называемых "дропов" – людей, неосведомлённых о настоящем назначении их аккаунтов и о том, что они участвуют в схемах кибермошенничества и отмывания денег.
В свете усиления мер по борьбе с киберпреступлениями и интернет-кражами корректировки были внесены в уголовное право. Сейчас за действия, связанные с незаконным перемещением средств с банковских и цифровых аккаунтов, угрожает тюремное заключение до 6 лет. Кроме того, ужесточились санкции за обман, связанный с компьютерной информацией. В частности, за обман при использовании цифровых платёжных средств максимальный срок тюремного заключения теперь может составить до 3 лет в отличие от ранее действовавшего предела в 4 месяца ареста.
Текущее законодательство стремится к введению запрета на снятие наличных средств с анонимных цифровых платёжных инструментов для частных лиц.
Противодействие коррупции
Коррупционные взаимодействия часто включают в себя закулисные связи с государственными служащими, охватывая такие категории, как коллеги, близкие, друзья и выпускники одних учебных заведений. Государственные тендеры нередко выигрывают те предприятия, руководители который соприкасаются с верхушками власти, что способствует неправомерному овладению и отмыванию денег через «однодневки».
За последние три с половиной года было вынесено приговоры более чем 4000 представителям правоохранительных структур, свыше 400 законодателям и около 3000 госслужащим за вовлеченность в коррупцию.
Для повышения эффективности борьбы с присвоением чужого были ужесточены законодательные меры:
- Закреплена уголовная ответственность не только за прямую передачу денег государственным служащим, но и за их передачу по требованию служащего посредникам или другим физлицам; отвечаем за посредничество в ходе экономических взяток, предложение либо обещание посредничества;
- Введена шкала ответственности за экономический подкуп, зависящая от размера полученного вознаграждения;
- Расширено круг лиц, для которых возможно проведение провокаций на экономический подкуп или взяточничество;
- Введены альтернативные виды наказаний за экономический подкуп, включающие не только лишение свободы, но и значительные штрафы, а также исключение возможности занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности на значительный срок.