Вердикт Верховного Суда РФ по делу "Пираты Карибского моря"
Кристалл КЛВЗ аннулировал отказ Роспатента в регистрации бренда "Пираты Карибского моря" на различные напитки. Решение ВС оставило жалобу без рассмотрения. Суд утвердил, что пираты в Карибском море известны и только Disney может оспаривать регистрацию. Теперь бренд должен зарегистрировать завод, который не сможет использовать персонажей кинофильмов.
Верховный суд отказал в передаче дела Кристалл в экономколлегию, оставив решение в их пользу.
История началась в марте 2022 года, когда завод хотел зарегистрировать бренд для напитков. В сентябре 2023 года Роспатент отклонил заявку из-за сходства с фильмами Disney. Регистрация могла ввести потребителя в заблуждение.
Кристалл подал возражения, но их отклонили. Роспатент ссылался на мнение экспертов и ассоциацию с фильмами. Disney продвигала безалкогольные напитки под тем же брендом в России в 2015 году.
Спор о регистрации товарного знака "Кристалл"
Алкогольная продукция 32-го и 33-го классов МКТУ, на которую завод хочет зарегистрировать бренд, «ассоциируется с пиратами, поскольку ими практиковалось употребление рома», а в фильме «Пираты Карибского моря» «неоднократно делается акцент на употребление рома его главным героем», указывал Роспатент. Таким образом, спорное обозначение ассоциируется в сознании граждан именно с продукцией Disney, которая выпускает различные товары для продвижения своих фильмов, а введение в заблуждение потребителей относительно изготовителя товара по закону не допускается, объясняло свою позицию ведомство.
Первая инстанция СИП удовлетворила иск завода, указав, что «существование пиратов в Карибском море является известным историческим фактом, описывается в различных источниках», то есть о них стало известно задолго до появления серии кинофильмов.
Следовательно, регистрация товарного знака за «Кристаллом» не будет вводить потребителей в заблуждение, к тому же компания Disney не производит алкогольную продукцию, поэтому Роспатент обязан зарегистрировать спорный бренд за КЛВЗ, говорится в решении суда. Запрет же использовать обозначение, тождественное известному в РФ названию произведения науки, литературы или искусства, может быть наложен только по обращению заинтересованного лица, но Disney его не подавала. Президиум СИП оставил это решение без изменений. Не смирившись с таким исходом, патентное ведомство обратилось в ВС, который 11 июля не увидел оснований для пересмотра, отклонив жалобу Роспатента.
Президент гильдии «Алкопро» Андрей Московский отмечает, что практика регистрации алкогольных брендов с известными иностранными марками не распространена. Если подобная продукция все же выпускается, это делается для более ее легкого продвижения на старте за счет ассоциаций с узнаваемыми образами, но обычно компании регистрируют схожие бренды, чтобы избежать судебных споров, поясняет эксперт. По мнению владельца КЛВЗ «Кристалл» Павла Победкина, позиция судов прокладывает «новый путь для производителей и заявителей, планирующих регистрировать товарные знаки с аналогичным правовым статусом — включая обозначения, ранее принадлежавшие западным компаниям, утратившие правовую охрану или уже используемые в других сферах». Он уточнил, что компания уже подготовила техническую базу и стратегию по дистрибуции и продвижению бренда.
Суды признали, что наличие авторских прав на произведение у третьего лица не может являться безусловным основанием для отказа в регистрации обозначения в качестве товарного знака, поясняет руководитель практики интеллектуальной собственности K&P.Group Анна Молчанова.
Гендиректор Enterprise Legal Solutions Анна Барабаш отмечает, что у американской киностудии нет уникальной связи со спорным обозначением: «Disney не придумывал ни пиратов, ни Карибского моря, а его вклад в их популяризацию, надо полагать, не больший, чем, например, у Стивенсона, написавшего "Остров сокровищ"».
Регистрация бренда и авторские права: спорный вопрос
Г-жа Молчанова уточняет, что владелец прав на фильмы «Пираты Карибского моря» может выразить свое несогласие с защитой бренда завода через Роспатент. Для отмены правовой охраны бренда КЛВЗ студии придется доказать, что товарный знак является названием известного произведения, права на которое принадлежат ей, добавляет управляющий партнер юридической фирмы «Зуйков и партнеры» С. Зуйков.
Г-жа Молчанова не исключает, что регистрация таких брендов может указывать на стремление компаний привлечь внимание к своей продукции через использование известных обозначений. Однако выгода от этого товарного знака для завода довольно спорна, так как он не дает права использовать образы известных персонажей фильма — это будет уже нарушать авторские права, предостерегает господин Зуйков. Однако, если КЛВЗ будет использовать для рекламы своей продукции «пиратскую атрибутику вроде черепов, костей, черных флагов, сабель, мушкетов, парусных кораблей», это будет законно, считает А. Барабаш.