Борьба с телефонными мошенниками: как не стать жертвой
В первой четверти 2025 года почти каждый второй гражданин России столкнулся с телефонным обманом, утверждают в компании "Лаборатория Касперского". Процент пользователей, пострадавших от телефонных мошенников, возрос на 3% по сравнению с прошлым годом, достигнув 43%.
Доля пользователей, получивших звонки от мошенников через WhatsApp, увеличилась в 3,5 раза за год. Мошенники используют ники, напоминающие номера официальных организаций, отправляют поддельные информационные сообщения или голосовые записи, притворяясь знакомыми людьми, слова главного эксперта "Лаборатории Касперского" Сергея Голованова.
Чтобы избежать попадания в ловушку мошенников, следует обращать внимание на "сигналы тревоги", советует клинический психолог из "СберЗдоровья" Дарья Якушева.
"Помимо неожиданных моментов, мошенники создают чувство срочности, ограниченного времени, необходимости немедленных действий, предлагают слишком выгодные сделки, фантастические истории, воздействуют на ценностные установки фразами типа "только вы можете помочь", - перечисляет она.
Важно научиться уверенно говорить "нет" и развивать критическое мышление в подобных ситуациях, отмечает специалист. В случае столкновения с мошенничеством, человек может испытывать тревогу, вину, печаль, гнев - это естественные реакции. Эти чувства могут сопровождать человека некоторое время, даже несколько недель или месяцев.
"Важно дать себе время для оценки потери: не подавлять свои чувства, а осознанно пережить их, не осуждать себя, а поддерживать. Некоторым помогает фраза "хорошо, что не деньгами" или "могло быть и хуже". После того как появится более устойчивое состояние, можно проанализировать ситуацию и разработать свои правила безопасности. Важно не допускать влияния близких на себя - никто не выбирает стать жертвой мошенника", - подводит итоги Якушева.
Соблюдение правил безопасности в Интернете поможет защитить себя от мошенников, а вклад в банке - сохранить и приумножить накопления.