Дорожная карта по улучшению ценообразования в строительстве
Вице-премьер Марат Хуснуллин одобрил план по совершенствованию системы цен на строительные ресурсы до 2030 года. Государственные органы планируют улучшить точность расчета цен и обогатить информационную систему данными о стоимости стройматериалов. Предусматривается расширение торговли стройматериалами на бирже, что должно способствовать применению ресурсного метода ценообразования, основанного на мониторинге рыночных цен.
Акцент Марата Хуснуллина на усовершенствовании ценообразования в строительной сфере до 2030 года связан с необходимостью преобразования методов определения сметной стоимости строительства государственных объектов. Планировался переход от базисно-индексного метода (основанного на базовых ценах стройматериалов 2001 года) к ресурсному методу, основанному на анализе рыночных цен. Так как информационная система ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) не содержала достаточно данных о ценах, с 2024 года был введен смешанный метод, при котором сметы проводятся на основе информации из ФГИС ЦС и, в случае отсутствия данных, с использованием индексов.
Замеры, предпринятые правительством, нацелены на обновление индексов и пополнение ФГИС, чтобы расширить применение ресурсного метода.
В общем плане, по словам заместителя главы Главгосэкспертизы Сергея Головина, "дорожная карта" направлена на переход от традиционного определения затрат на проектное решение к управлению стоимостью строительства с учетом жизненного цикла объекта.
Среди других мер, планируется актуализация ценовых индексов в третьем квартале текущего года для определения максимальной цены контракта (в рамках государственного заказа, подрядчик, предложивший самую низкую цену, заключает контракт со стабильной ценой). Однако, по мнению Сергея Головина, индексы в настоящее время не учитывают реальную структуру затрат на строительство, что приводит к задержкам, появлению недостроев и банкротству подрядчиков. По информации председателя ассоциации НОСТРОЙ Антона Глушкова, прогнозируемый индекс на 2024 год составлял 105,3%, в то время как фактическое повышение цен достигло 109,1%, что привело к убыткам компаний.
В результате, разработаны модели и методы для определения инфляции по категориям объектов (например, инфраструктура, дорожное строительство), как сообщили в пресс-службе Марата Хуснуллина.
Расширение перечня стройресурсов: новые пути для ценообразования
Подсчет показателей на их основе, согласно высказыванию Сергея Головина, положителя позволит более точно отразить изменение цен на строительство различных сооружений. Антон Глушков выделяет, что это задача требует комплексного подхода — ее целесообразно анализировать совместно с переходом от фиксированной стоимости контракта к формульному ценообразованию (оно запланировано на текущий год).
Очередным элементом «дорожной карты» станет расширение перечня стройматериалов, допущенных к торгам на бирже. Соответствующий документ от правительства должен быть готов к концу года. В настоящее время, как сообщили в Федеральной службе по защите конкуренции (ФАС), сквозь биржевые торги реализуются арматура и битум. Это помогает уменьшить количество посредников и формировать прозрачные ценовые показатели. Планируется объединить Федеральную государственную информационную систему Ценовой контрактной системы с биржами для обмена информацией о ценовой динамике, а к началу 2026 года — принять меры по поощрению строительных фирм и производителей к заключению сделок с ценообразующими материалами через такие площадки. В информационной службе заместителя премьер-министра отмечают, что это позволит получать достоверные данные о ценах по результатам реальных транзакций, в том числе по регионам.
По мнению Антона Глушкова, расширение перечня стройресурсов необходимо проводить с учетом реальных потребностей отрасли, а не формальных требований, а меры должны иметь стимулирующий, а не налагательный характер. В данный момент, поясняют в ФАС, нет препятствий для начала торговли на бирже по собственной инициативе, для ее активизации ведомство может использовать предписания после рассмотрения сделок с экономической концентрацией или устанавливать минимальные объемы продажи продукции через биржи. Согласно высказыванию Сергея Головина, ключевым шагом здесь может стать определение обязательства для заказчиков и поставщиков государственных строительных проектов проводить закупки ценообразующих ресурсов на электронных торгах, и такая норма уже разрабатывается.