Снижение отгрузок нефти в российских портах
Отгрузка российской нефти сократилась в последней неделе марта до 400 тыс. тонн в сутки из-за запланированных ремонтов на китайских НПЗ. Эксперты полагают, что убытки от сокращения могут быть исправлены независимыми НПЗ Китая, предпочитающими российскую нефть марки ESPO.
Загрузка портов России нефтью за неделю с 24 по 30 марта уменьшилась на 6,5%, достигнув 400 тыс. тонн в сутки. Падение объемов произошло из-за снижения экспорта через Козьмино, где отправка нефти снизилась на 39%, достигнув минимума с начала года — 70 тыс. тонн ежедневно.
По информации участников рынка, сокращение отгрузок вызвано техническим обслуживанием терминала и началом сезона ремонтов на китайских НПЗ, что уменьшило спрос со стороны китайских покупателей. На прошлой неделе было отправлено пять танкеров Aframax из порта, три из которых — в Китай, по одному — в Индию и Сингапур.
Старший аналитик подчеркивает, что снижение объемов отгрузок не повлияло на рынок фрахтования: ставки остаются на уровне $6–6,5 за баррель. Обслуживание в Козьмино было запланированным, и отгрузки сейчас проходят в нормальном режиме. Ожидается, что ремонты на китайских НПЗ не вызовут значительного снижения отгрузок. Что касается китайских нефтеперерабатывающих заводов, они предпочитают российскую нефть ESPO из-за цены и логистики.
По данным Platts, в марте в Китае приостановлены НПЗ на 868 тыс. баррелей в сутки, а в апреле планируется обслуживание на 790 тыс. б/c. В результате обработка нефти в Китае сократилась в марте на 100 тыс. б/с по сравнению с февралем. Аналитики ожидают дополнительного снижения в апреле.
Согласно Центру ценовых индексов, основными источниками экспорта нефти стали балтийские порты Усть-Луга и Приморск, где среднесуточная загрузка достигла максимума за последние два месяца — 208 тыс. тонн. Это объясняется активным участием греческих судовладельцев в перевозках российской нефти. Из балтийских портов вышло семь танкеров Aframax и шесть танкеров Suezmax.
Эксперт Игорь Юшков: краткосрочное сокращение отгрузок и перспективы рынка нефти
Игорь Юшков, специалист Финансового университета при правительстве РФ, утверждает, что ограничение поставок в конце марта скорее всего является временным и обусловлено изменениями в ценовой ситуации, а не спросом. Снижение цен на нефть заставляет компании приостановить отгрузки на короткое время в надежде на восстановление рынка. Внешние цены на нефть отрицательно реагируют на введение тарифов Президентом США Дональдом Трампом и ускорение добычи нефти ОПЕК+ в мае. По данным на пятницу, 4 апреля, июньские фьючерсы марки Brent упали на 8%, до $64,6 за баррель.
Эксперт считает, что спрос на нефть останется устойчивым из-за начала сезона автомобильных перевозок, игнорируя потенциальные риски для мировой торговли. Российская нефть ESPO остается популярной у китайских частных компаний, благодаря своей пригодности для небольших НПЗ. В то время как нефть Urals предпочтительно поставляется на крупные заводы, которые обладают более передовыми технологиями обработки. Общий объем экспорта российской нефти по морю в марте увеличился на 10%, превысив 3,5 млн баррелей в сутки, согласно S&P Global.