Что происходит с ценами на бензин и дизель прямо сейчас?
Ситуация на биржевом рынке нефтепродуктов остается крайне напряженной. Сентябрь начался с новых рекордов, продолжив тренд, сформировавшийся еще в конце июля.
Рекорды АИ-95 и максимумы дизтоплива
По данным торгов на 3 сентября, ситуация выглядит следующим образом:
- Бензин АИ-95: Стоимость тонны топлива выросла на 0,75%, достигнув отметки в 82,38 тысячи рублей. Это абсолютный рекорд за всю историю биржевых торгов, побивший предыдущий максимум в 82,25 тыс. руб., установленный всего двумя неделями ранее — 19 августа.
- Бензин АИ-92: Цена также демонстрирует значительный рост, прибавив 1% и достигнув уровня в 70,64 тысячи рублей за тонну. Котировки уверенно держатся на пиковых значениях с осени 2023 года.
- Дизельное топливо: Позиции дизтоплива усилились на 1,51%, и цена поднялась до 62,41 тысячи рублей за тонну. Это наивысший показатель с начала 2025 года, что особенно критично в разгар уборочной страды, когда спрос на солярку со стороны агросектора максимален.
Такая динамика свидетельствует о глубоком дисбалансе между предложением и спросом на внутреннем рынке.
Почему цены на бензин так сильно выросли? Причины скачка.
Аналитики выделяют несколько ключевых факторов, которые спровоцировали столь резкий и устойчивый рост цен:
- Высокий сезонный спрос. Лето и ранняя осень — традиционный период автомобильных поездок и отпусков, что всегда увеличивает потребление бензина. Для дизеля август-сентябрь — время активной работы сельскохозяйственной техники.
- Аварии на НПЗ. В конце июля и августе ряд российских нефтеперерабатывающих заводов столкнулся с технологическими сбоями и аварийными остановками. Это привело к существенному сокращению объемов переработки и, как следствие, к снижению предложения на бирже.
- Ослабление сдерживающих мер со стороны нефтекомпаний. Как сообщали источники «Коммерсантъ», к концу августа нефтяные компании, вероятно, перестали искусственно сдерживать котировки. Это связано с тем, что они перестали опасаться потери обратного акциза — демпфера. По данным издания, правительство планирует применить новые правила расчета с ретроспективой, увеличив допустимый диапазон отклонения цен для АИ-92 с 10% до 15%, а для дизтоплива с 20% до 25%. Это гарантирует компаниям получение выплат даже при текущих высоких ценах.
- Спекулятивный фактор и алгоритмическая торговля. Резкий рост использования автоматизированных торговых систем (роботов) усугубляет ситуацию в периоды дефицита.
Что делают власти, чтобы остановить рост цен?
Осознавая социальную и экономическую остроту проблемы, федеральные власти проводят экстренные совещания. 3 сентября под руководством первого заместителя министра энергетики Павла Сорокина прошло совещание, на котором обсуждались дополнительные меры стабилизации. Основных предложений два.
Перенаправление экспорта на внутренний рынок
Самая существенная и обсуждаемая мера — это перенаправление части экспортных объемов, а именно дизельного топлива, с внешнего рынка на внутренний. Сейчас около 40% производимого в России дизтоплива уходит на экспорт через систему трубопроводов. Минэнерго планирует обратиться к нефтекомпаниям с просьбой добровольно сократить экспортные поставки и перенаправить эти объемы на биржу для насыщения внутреннего рынка.
Однако у этой меры есть серьезное ограничение по срокам. Как подчеркивает источник «Ъ» в отрасли, реализовать эту идею раньше октября технически невозможно, поскольку все экспортные поставки на сентябрь уже распланированы и реализованы. Таким образом, эффект от этого шага, если он будет принят, будет отсроченным.
Борьба с роботами-манипуляторами на бирже
Вторая важная инициатива направлена на борьбу со спекулятивным фактором. Речь идет об усилении мер против автоматизированных торговых систем (АТС), которые, по мнению участников рынка, искусственно взвинчивают цены в моменты нехватки предложения.
Еще в начале 2024 года Российский топливный союз указывал на резкий рост использования алгоритмов. Глава союза Евгений Аркуша пояснял, что такие «роботы» настроены на скупку всех выставляемых лотов по любой цене в кратчайшие сроки. В результате добросовестные покупатели (независимые заправки и трейдеры) просто не успевают совершить сделки в ходе основных торгов и вынуждены покупать топливо позже у перекупщиков и уже по значительно завышенной цене.
Совету секции нефтепродуктов Петербургской биржи поручено срочно подготовить предложения по повышению эффективности борьбы с АТС. Как подтверждает Олег Абелев, начальник аналитического отдела «Риком-Траст», в периоды дефицита такие программы усугубляют ситуацию, «выставляя множество заявок и блокируя ликвидность». Эксперты предлагают бороться с этим через:
- Увеличение размеров гарантийных залогов для участия в торгах.
- Введение технических ограничений на частоту и объем подаваемых заявок.
- Изменение правил торгов для усложнения моментальной скупки больших объемов.
Минэнерго также призвало участников рынка закупать топливо регулярно и сообщать о случаях сокращения отгрузок со стороны крупных нефтяных компаний для мелкооптовых покупателей.
Когда ждать снижения цен на бензин? Прогнозы экспертов.
Теперь перейдем к самому главному — прогнозам. Когда же меры властей могут возыметь действие и цены пойдут вниз?
Сможет ли дизтоплевный манёвр быстро помочь?
Эксперты сходятся во мнении, что перенаправление экспортных объемов дизтоплива — это действенная, но не мгновенная мера.
Максим Дьяченко (управляющий партнер трейдера «Пролеум») считает, что для стабилизации рынка будет достаточно дополнительных 300 тысяч тонн дизельного топлива. Оперативная прокачка этого объема через трубопроводную систему Центрального региона могла бы быстро «охладить» рынок.
Кирилл Бахтин (старший аналитик БКС) отмечает, что для стабилизации цен достаточно снять с экспорта всего 2-3 процентных пункта от общего объема.
Вывод: Физическое появление дополнительных объемов на бирже стоит ожидать не раньше середины-конца октября. Соответственно, и влияние на цены мы сможем увидеть в этот период.
Влияние сезонного фактора и завершения Урожая
Важнейшим фактором, который будет способствовать естественному снижению цен, является завершение сезона высокого спроса.
К концу сентября-октябрю завершится уборочная кампания, что резко снизит давление на рынок со стороны покупателей дизельного топлива.
С окончанием летнего сезона отпусков и сокращением количества поездок на личных автомобилях постепенно начнет снижаться и потребление бензина.
Это естественное сезонное охлаждение рынка совпадет по времени с потенциальным появлением дополнительных объемов от нефтяных компаний. Комбинация этих двух факторов — увеличения предложения и снижения спроса — создает предпосылки для разворота ценовой динамики.
Что в итоге? Ждать ли дешевого бензина в 2025 году?
Подводя итог глубокому анализу текущей ситуации, можно сделать следующие выводы:
Мгновенного снижения цен ждать не стоит. Рост цен на бирже в первой декаде сентября свидетельствует, что инерция рынка еще очень сильна.
Стабилизация и постепенное снижение котировок наиболее вероятны во второй половине октября. Именно к этому времени могут быть реализованы меры по перенаправлению экспортных объемов и завершится сезон активного спроса.
Борьба с алгоритмическими трейдерами может дать более быстрый эффект, снизив спекулятивную составляющую, но это не решит проблему физического дефицита топлива.
Снижение биржевых цен с рекордных высот будет иметь запаздывающий эффект для розницы. Даже после разворота тренда на бирже топливо на АЗС будет какое-то время дорожать, пока не будут распроданы остатки, закупленные по высоким ценам.
Таким образом, отвечая на главный вопрос «Когда подешевеет бензин?» — первые признаки устойчивого снижения оптовых цен мы, вероятнее всего, увидим в октябре 2025 года. Однако для того, чтобы это снижение стало заметным для конечного потребителя на заправке, потребуется еще несколько недель. Ожидать существенного падения цен до уровня начала лета до конца года вряд ли стоит, но выход из пиковой фазы кризиса seems наиболее вероятным сценарием на осень.