Новый сегмент коллекторского рынка: взыскание задолженности перед каршеринговыми и лизинговыми компаниями
На сегодняшний день происходит развитие нового направления на коллекторском рынке — взыскание задолженности перед каршеринговыми и лизинговыми компаниями, как сообщили участники этой сферы. По их словам, в каршеринге используется цессия, а в лизинге преобладает агентская схема взыскания. В настоящее время проводятся тестовые операции, но, согласно экспертам, эти сегменты обещают быть привлекательными для коллекторов: объем просроченной задолженности перед лизинговыми компаниями составляет сотни миллиардов рублей, тогда как объем просрочки по каршерингу значительно меньше, но этот бизнес активно развивается.
Марат Брук, генеральный директор онлайн-площадки Debex, отметил успешное проведение нескольких пилотных торгов по долгам клиентов каршеринговых компаний. По его мнению, все долги каршерингов можно разделить на аварийные ситуации и неоплаченные штрафы. Для коллекторов такой вид задолженности будет интересен при своевременной передаче необходимых документов от продавца к покупателю. Тестовые продажи показали результаты в пределах от 6% до 13% от общей суммы долга. Согласно данным НАПКА, цена продажи банковских долгов в 2024 году составила 6,2% от номинала, для МФО — 17,4%, и для других компаний (мобильные операторы, ЖКХ и др.) — 2,6%.
Татьяна Волегова, коммерческий директор сервиса ID Collect, уточнила, что компания начала приобретать портфели просроченных долгов каршерингов в 2024 году. По ее словам, доля каршеринга в общем объеме купленного долга за первый квартал 2025 года составляет около 0,5%. Павел Михмель, управляющий директор ПКБ, подчеркнул интерес к портфелю долгов каршеринга и лизинга. Средняя цена по долгам каршеринга в 2024 году составила около 7% от номинала.
Эксперты считают, что каршеринг имеет потенциал стать значительным участником рынка цессии. Павел Новиков, партнер и руководитель практики разрешения споров в компании "Меллинг, Войтишкин и партнеры", указал на распространенность каршеринга и рассказал о перспективах этого сегмента: только в Москве более 40 тыс. единиц прокатных автомобилей. Олег Абелев, начальник аналитического отдела "Риком-Траст", оценивает количество каршеринговых операторов в России примерно в 30-40 компаний. Согласно его данным, средний ущерб от повреждения авто составляет от 100 до 300 тыс. руб., а сумма неоплаченных штрафов — от 5 до 10 тыс. руб. Доля просроченных долгов по аренде авто составляет 10-15%, годовой объем задолженности — примерно 2-3 млрд рублей, а стоимость долга на рынке — от 10% до 13%.
Лизинговые компании пока находятся под пристальным вниманием коллекторов, и взаимный интерес между ними уже проявлен. Михаил Гонопольский, генеральный директор группы "Инсайт Лизинг", отметил активное взаимодействие лизинговых компаний с коллекторами по взысканию сальдо. Анатолий Аминов, финансовый директор "Европлана", представил данные о значительных объемах изъятой техники, указав, что лишь половина из них возвращается к повторному лизингу. Марат Брук сообщил, что взыскание долгов лизинговых компаний осуществляется в агентском порядке, а не через цессию. Объем рынка лизинга оценивается в 4-5 трлн руб., просрочка составляет 7-8% от портфеля, что составляет около 300-400 млрд руб. Потенциал для коллекторов в этом сегменте значительно выше, чем в каршеринге, по оценкам Олега Абелева.
Однако для более точной оценки потенциала взыскания в лизинговом секторе требуется тщательный анализ прогнозных сборов по портфелям. ЮСВ (холдинг Finbridge) советует внедрять современные практики, включая регулярные продажи портфелей через электронные аукционы, чтобы продолжать развивать лизинговый сегмент.
Бизнес и долги: новые инструменты
Необходимо осознавать, что предпринимательство продолжает развиваться, и в настоящей ситуации крайне важно уметь работать с обязательствами, не перекладывая их на потом, а принимая соответствующие меры уже сейчас. Именно поэтому компании начинают использовать новые методы, включая передачу долгов на взыскание коллекторским агентствам, — отмечают в Национальной Ассоциации Профессионалов по Кредитованию и Анализу. — Вместе с тем, сами коллекторы также нацелены на проникновение на новые рыночные сегменты.