Коллекторы Осваивают Новый Рынок: Взыскание Долгов Лизинга и Каршеринга

Коллекторы Осваивают Новый Рынок: Взыскание Долгов Лизинга и Каршеринга

Бизнес
042
Рефинанс

Новый сегмент коллекторского рынка: взыскание задолженности перед каршеринговыми и лизинговыми компаниями

На сегодняшний день происходит развитие нового направления на коллекторском рынке — взыскание задолженности перед каршеринговыми и лизинговыми компаниями, как сообщили участники этой сферы. По их словам, в каршеринге используется цессия, а в лизинге преобладает агентская схема взыскания. В настоящее время проводятся тестовые операции, но, согласно экспертам, эти сегменты обещают быть привлекательными для коллекторов: объем просроченной задолженности перед лизинговыми компаниями составляет сотни миллиардов рублей, тогда как объем просрочки по каршерингу значительно меньше, но этот бизнес активно развивается.

Марат Брук, генеральный директор онлайн-площадки Debex, отметил успешное проведение нескольких пилотных торгов по долгам клиентов каршеринговых компаний. По его мнению, все долги каршерингов можно разделить на аварийные ситуации и неоплаченные штрафы. Для коллекторов такой вид задолженности будет интересен при своевременной передаче необходимых документов от продавца к покупателю. Тестовые продажи показали результаты в пределах от 6% до 13% от общей суммы долга. Согласно данным НАПКА, цена продажи банковских долгов в 2024 году составила 6,2% от номинала, для МФО — 17,4%, и для других компаний (мобильные операторы, ЖКХ и др.) — 2,6%.

Татьяна Волегова, коммерческий директор сервиса ID Collect, уточнила, что компания начала приобретать портфели просроченных долгов каршерингов в 2024 году. По ее словам, доля каршеринга в общем объеме купленного долга за первый квартал 2025 года составляет около 0,5%. Павел Михмель, управляющий директор ПКБ, подчеркнул интерес к портфелю долгов каршеринга и лизинга. Средняя цена по долгам каршеринга в 2024 году составила около 7% от номинала.

Эксперты считают, что каршеринг имеет потенциал стать значительным участником рынка цессии. Павел Новиков, партнер и руководитель практики разрешения споров в компании "Меллинг, Войтишкин и партнеры", указал на распространенность каршеринга и рассказал о перспективах этого сегмента: только в Москве более 40 тыс. единиц прокатных автомобилей. Олег Абелев, начальник аналитического отдела "Риком-Траст", оценивает количество каршеринговых операторов в России примерно в 30-40 компаний. Согласно его данным, средний ущерб от повреждения авто составляет от 100 до 300 тыс. руб., а сумма неоплаченных штрафов — от 5 до 10 тыс. руб. Доля просроченных долгов по аренде авто составляет 10-15%, годовой объем задолженности — примерно 2-3 млрд рублей, а стоимость долга на рынке — от 10% до 13%.

Лизинговые компании пока находятся под пристальным вниманием коллекторов, и взаимный интерес между ними уже проявлен. Михаил Гонопольский, генеральный директор группы "Инсайт Лизинг", отметил активное взаимодействие лизинговых компаний с коллекторами по взысканию сальдо. Анатолий Аминов, финансовый директор "Европлана", представил данные о значительных объемах изъятой техники, указав, что лишь половина из них возвращается к повторному лизингу. Марат Брук сообщил, что взыскание долгов лизинговых компаний осуществляется в агентском порядке, а не через цессию. Объем рынка лизинга оценивается в 4-5 трлн руб., просрочка составляет 7-8% от портфеля, что составляет около 300-400 млрд руб. Потенциал для коллекторов в этом сегменте значительно выше, чем в каршеринге, по оценкам Олега Абелева.

Однако для более точной оценки потенциала взыскания в лизинговом секторе требуется тщательный анализ прогнозных сборов по портфелям. ЮСВ (холдинг Finbridge) советует внедрять современные практики, включая регулярные продажи портфелей через электронные аукционы, чтобы продолжать развивать лизинговый сегмент.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Кредитная линия для бизнеса. Решение вопроса в день обращения.
Получить решение

Бизнес и долги: новые инструменты

Необходимо осознавать, что предпринимательство продолжает развиваться, и в настоящей ситуации крайне важно уметь работать с обязательствами, не перекладывая их на потом, а принимая соответствующие меры уже сейчас. Именно поэтому компании начинают использовать новые методы, включая передачу долгов на взыскание коллекторским агентствам, — отмечают в Национальной Ассоциации Профессионалов по Кредитованию и Анализу. — Вместе с тем, сами коллекторы также нацелены на проникновение на новые рыночные сегменты.

Читайте также
Российский рубль дешевеет к юаню, но крепчает к доллару и евро
Финансы
Российский рубль дешевеет к юаню, но крепчает к доллару и евро
Изменения на валютном рынке. Курсы доллара, евро и юаня на 13 июля.
13 июля
01
Граждан ожидают штрафы и арест за незаконную перепланировку квартир
Недвижимость
Граждан ожидают штрафы и арест за незаконную перепланировку квартир
Незаконная перепланировка квартиры – последствия и штрафы. Эксперты рассказали об арестах за незаконную перепланировку квартир.
12 июля
09
Правительство РФ увеличило срок льготной ипотеки на строительство домов до двух лет
Ипотека
Правительство РФ увеличило срок льготной ипотеки на строительство домов до двух лет
Льготная ипотека для строительства дома в два раза удлинена. В России увеличили срок строительства жилых домов по льготной ипотеке.
12 июля
02