Перспективы перехода на налоговый мониторинг для компаний
Вступление в режим налогового мониторинга заставляет организации привести в порядок внутренние контрольные системы. По результатам исследования компании "Технологии доверия", необходимость модернизации и затраты на неё зависят от степени развития и сложности деятельности конкретной компании. Опрос "ТеДо" с участием 60 организаций показал, что почти половина из них оценивает расходы на этот процесс выше 30 миллионов рублей, в то время как 29% делятся в рамках диапазона от 10 до 30 миллионов рублей, а остальные сумма не превышает 10 миллионов рублей.
Суть налогового мониторинга заключается в том, что организации добровольно предоставляют ФНС доступ к своим финансовым и бухгалтерским данным в обмен на избавление от проверок на месте. В случае выявления налоговых нарушений участники мониторинга могут избежать штрафов, исправив проблемы. Эта программа начала действовать с 2016 года и неоднократно расширялась: в 2024 году планки для вступления были снижены с 1 миллиарда до 800 миллионов рублей по активам и объему деятельности, а также с 100 миллионов до 80 миллионов рублей по уплаченным налогам ежегодно. По данным ФНС, к концу 2025 года в программе участвовали 737 организаций (в 568 — годом ранее).
Критериями выбора перехода на налоговый мониторинг стали отсутствие проверок на месте и ускоренное закрытие налогового периода, на что указали 58% и 53% опрошенных соответственно. Среди прочих моментов отмечается возможность получения мотивированного мнения налоговой службы по спорным вопросам (40%) и отсутствие штрафов (38%). Ожидания компаний сосредоточены на уменьшении количества запросов от налоговых органов (62%), разрешении сложных вопросов через мотивированные мнения (56%) и снижении нагрузки на налоговый отдел (33%). По результатам, большинство организаций остались довольны: у 80% изменения были реализованы полностью или частично. У 41% уменьшилось количество запросов от налоговых органов незначительно, у 22% — заметно, и у трети количество запросов осталось на том же уровне. В целом, затраты на налоговое администрирование снизились у 16% компаний, у половины остались прежние, у 25% выросли незначительно, а у 9% увеличились на 20%. Большинство организаций получили мотивированное мнение: 37% принимали его по собственной инициативе, а 26% — по запросу налоговых органов. 15% еще не обращались за ним, но собираются в будущем, а 37% пока не планируют. Среди причин отказа указывают на неопределенность процедуры, временные издержки и необходимость.