Контейнерный рынок в России: тренды 2025 года
Сектор контейнерных перевозок в России продолжает сокращаться: в июле текущего года уменьшился по сравнению с прошлым годом на 9%, однако по сравнению с июнем 2025 года отмечается положительная динамика. В августе эксперты отмечают изменение тенденций, планируется плавное улучшение ситуации, включая выравнивание импорта. Экспорт, напротив, продолжает расти на протяжении всего года, поддерживаемый увеличением отправок лесных грузов, целлюлозы и цветных металлов из регионов Восточной Сибири. Постепенно сокращается разрыв между текущим и прошлым годом в импорте из Китая: к июлю отмечается увеличение его стоимости по сравнению с июнем.
По данным FESCO, объем перевозки контейнеров в России за период с января по июль сократился на 5,4%, составив 3,66 миллиона TEU. FESCO отслеживает только перевозку загруженных контейнеров через порты, пограничные пункты пропуска и по сети РЖД внутри страны, на экспорт и импорт, а также в транзите.
Импорт за семь месяцев снизился на 8% до 1,52 миллиона TEU, транзит перевозок уменьшился на 4% до 336 тысяч TEU, а внутренние перевозки упали на 15% до 690 тысяч TEU. Объем импорта через порты Балтии и Новороссийска увеличился на 7%, в то время как через порты Дальнего Востока уменьшился на 21%.
Общий объем контейнерного экспорта вырос на 6%, составив 1,115 миллиона TEU, преимущественно через пограничные пункты с Китаем, где отмечается увеличение на 15%. Экспорт через порты Дальнего Востока увеличился на 9%, через Новороссийск на 2%, а через порты Северо-Запада снизился на 11%. Несмотря на сокращение в импорте, отправки контейнеров из России на экспорт продолжают демонстрировать стабильный рост объемов на протяжении 2025 года, подтверждает аналитик Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Роман Шагалов: основными двигателями роста являются отправки лесных грузов, целлюлозы и цветных металлов из регионов Восточной Сибири.
В июле 2025 года, согласно данным FESCO, контейнерный рынок России сократился на 9% по сравнению с прошлым годом, составив 496 тысяч TEU, однако увеличился по сравнению с июнем на 1,3%.
Данные ОАО РЖД, учитывающие как загруженные, так и пустые контейнеры, но только на железнодорожном транспорте, соотносятся с статистикой FESCO. Общий объем перевозок контейнеров во всех видах сообщений с января по июль составил 4,41 миллиона TEU (снижение на 3,3%), а только загруженных - 3,13 миллиона TEU (убыль на 5,6%). Наблюдается спад перевозок внутри страны (снижение на 3,8% до 1,74 миллиона TEU) и рост в экспорте (рост на 8,3% до 1,04 миллиона TEU). Среди товаров наибольший рост по доле и объему показывают другие пищевые продукты (увеличение на 14,9% до 214,3 тысяч TEU). Самое значительное снижение продолжают демонстрировать перевозки автомобилей и комплектующих (снижение на 41,4% до 163,9 тысяч TEU), а также машин и оборудования (сокращение на 14,6% до 193,1 тысяч TEU).
Динамика рынка грузоперевозок
Основным фактором, влияющим на рынок, остается снижение импорта, поясняет руководитель отдела маркетинговой аналитики компании FESCO Юлия Киселева. «Основными секторами здесь являются продукция автомобильной промышленности и спецтехники», — отмечает она. Кроме того, уменьшились внутренние перевозки. Госпожа Киселева уточняет, что сейчас клиент активно выбирает сервис, способ доставки и маршруты для перевозки своих грузов.
«По нашим оценкам рынок снизился на 6% за первые семь месяцев 2025 года», — говорят в ГК "Дело", добавляя, что в эту цифру включены железнодорожные перевозки, включая транзит из Азии в Европу, и перевалка контейнеров в портах. «Давление на спрос со стороны потребителей, высокие запасы на складах, особенно в автомобильной отрасли, не способствуют росту рынка в ближайшее время». Согласно ГК "Дело", влияет также высокая база 2024 года. Однако в последние месяцы наблюдается увеличение объемов транзитных перевозок.
Юлия Киселева отмечает, что за последние два-три года в июле наблюдался рост объемов контейнерных перевозок, который продолжался до китайских праздников в октябре. «В этом году мы не ждем взрывного роста, но рынок постепенно растет. Он приходит к нормальным показателям», — говорит она.
По итогам первой половины августа можно сказать, что рост сохраняется, импорт увеличивается. «В этом году началось ежегодное увеличение экспорта российских сельскохозяйственных продуктов, что должно способствовать росту контейнерного экспорта», — добавляет госпожа Киселева.
По мнению Романа Шагалова, Российский контейнерный рынок начинает восстанавливаться после значительных потерь летом 2025 года. «Из-за низкого внутреннего спроса и слабой активности импортеров ставки на перевозку контейнеров из Китая в Россию в июне снизились до минимума», — поясняет он. Однако в августе начали изменяться тенденции. Контейнерный поток из Китая пока не показывает существенного сезонного роста, но перевозчики все чаще сообщают о нехватке мест на поездах и судах в направлении России.
Индекс на железнодорожные перевозки 40-футовых контейнеров из Шанхая в Москву вырос в августе на $300 по сравнению с июлем, достигнув $4,2 тыс., рассказывает Роман Шагалов. Однако текущие цены все еще значительно ниже прошлогодних уровней. «Динамика товарооборота между Россией и Китаем также свидетельствует об увеличении импорта из Китая: в июле стоимость импорта выросла до $9,1 млрд (на 9,1% меньше по сравнению с прошлым годом) по сравнению с $8,3 млрд (на 16,2% меньше) в предыдущем месяце», — отмечает он.
Прогноз на рынке контейнеров России к 2025 году
По мнению Романа Шагалова, текущие тенденции указывают на возможность сокращения объемов рынка контейнеров в России к 2025 году по сравнению с 2024 годом. Однако, вероятность их превышения оценивается как невысокая. В ГК «Дело» прогнозируют, что при сохранении текущих тенденций и возможном оживлении в четвертом квартале, рынок сократится на примерно 5%.