Рынок бензина: цены на марки АИ-95 и АИ-92 достигли пика
Отложенные запланированные ремонты на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) привели к уменьшению предложения бензина на рынке, что спровоцировало рост оптовых цен на бирже. Для пресечения этого явления правительство ввело запрет на экспорт бензина и намерено внести изменения в топливный демпфер. Однако участники рынка утверждают, что пока не будет увеличено производство и поставки топлива, подобные ситуации будут повторяться.
В начале августа оптовые цены на бензин, которые последовательно возрастали с конца зимы, достигли своего пика. Только за первую неделю августа цена на марку АИ-95 несколько раз обновляла свой исторический максимум. Так, 8 августа после непрерывного роста она достигла абсолютного пика в 79,9 тыс. рублей за тонну, когда 13 августа превысила отметку в 80,5 тыс. рублей. Только 14 августа наметилась небольшая коррекция. Цены на АИ-92, более изменчивые, также достигли пика к 13 августа в 70,9 тыс. рублей за тонну, опередив предыдущий рекорд от 11 сентября 2023 года (тогда цена составила 70,4 тыс. рублей).
Основной причиной текущего развития событий является дефицит бензина на рынке, отмечает управляющий партнер компании «Пролеум» Максим Дьяченко. В период летних месяцев в России традиционно наблюдается увеличение спроса на топливо из-за сельскохозяйственных работ и активности автомобильного движения в период отпусков.
«Хотя Россия производит значительные объемы топлива, его доставка в удаленные регионы, особенно на юге, в Сибири и на Дальнем Востоке, остается проблематичной из-за отсутствия необходимого железнодорожного состава. Также снижение предложения на внутреннем рынке связано с проведением ремонтов на нескольких крупных российских НПЗ одновременно», — объясняет партнер компании «S+Консалтинг» Павел Карпус.
Наибольшее влияние на текущую ценовую динамику оказывают неплановые остановки НПЗ.
«У участников рынка возрастают опасения о стабильности поставок. Биржевые цены отражают не только соотношение спроса и предложения, но и ожидания, поэтому при возможных рисках компании стремятся закупить товары заранее», — подтверждает господин Дьяченко.
Участники рынка нефти и базисов: каким образом формируется дефицит информации
Соответствующим образом, он отмечает, что официальные показатели о запасах и производстве скрыты и не поддаются проверке. В такой обстановке игроки на рынке интерпретируют косвенные признаки дефицита, а утверждения о "достаточных запасах" воспринимаются как попытка манипулировать ценами. Это способствует росту недоверия и подбадривает слухи, которые могут влиять на рынок.
Другим важным фактором, по мнению специалиста, является структура биржевой торговли. На данный момент на рынке присутствует более тысячи участников, при этом объемы на отдельных базисах невелики. На открытых торгах весь объем быстро раскупается, и купить его могут лишь немногие, кто успеет совершить первые сделки. Это ограничивает доступ к ресурсам, искажает биржевые цены и вызывает разрыв между ними и реальными рыночными значениями, которые значительно выше. Ситуация становится напряженной: интерес к торгам растет, но фундаментальный дефицит не исчезает, поясняет Максим Дьяченко.
Дополнительную сложность придает то, что сами производители нефти могут скупать часть объемов на бирже, но этот факт также является секретным. В итоге рынок остается непрозрачным, с высокой концентрацией покупателей, хаотичными действиями в условиях недостатка информации и условиями, способствующими формированию долгосрочного тренда повышения цен.
Профицит теоретически
В настоящее время в России функционируют более 100 заводов переработки нефти с производственными мощностями, превышающими 300 млн тонн в год. В 2024 году реальный объем первичной переработки нефти уменьшился на 3,1%, до 266,5 млн тонн, что стало самым низким показателем за последние 12 лет. Производство бензина составило 41,1 млн тонн, дизельного топлива — 81,6 млн тонн. По прогнозам Минэнерго, в 2025 году ожидается небольшой рост производства. В первом полугодии, по данным близким к Минэнерго, производство бензина действительно увеличилось на 3,5% год к году, до 22,5 млн тонн.
Теоретически этого объема должно быть достаточно для удовлетворения спроса на внутреннем рынке, который обычно является избыточным. На него приходится 85–90% всего производимого бензина, 80–85% авиационного керосина и 50–60% дизельного топлива. Однако в реальности в период повышенного спроса в России возникает нехватка бензина, особенно марки АИ-95, темпы производства которой не удерживают темпы потребления.
Этим летом 2025 года на отечественном рынке топлива сложилась "идеальный шторм" из нескольких дестабилизирующих факторов, отмечают в компании "Пролеум". Это перенос плановых ремонтов нефтеперерабатывающих заводов с весны на лето, активный экспорт топлива за рубеж на фоне высоких цен, увеличение сезонного спроса, а также внеплановые работы на некоторых НПЗ.
Рост цен на топливо в России
Заметный рост оптовых тарифов отразился на розничных расценках, которые нефтяные компании исторически удерживают для обуздания инфляции.
К в конце июля, согласно данным Росстата, средняя стоимость бензина в России превысила 61 рубль за литр. В частности, марка АИ-92 подорожала до 57,8 рубля за литр, АИ-95 — до 63 рубля. Цена литра АИ-98 перевалила за отметку в 84,5 рубля.
Эмбарго на экспорт бензина
Для снижения напряженности на рынке, правительство ввело исключительное эмбарго на экспорт бензина с 30 июля по 31 августа. Ранее подобные ограничения существовали, но они не распространялись на компании, производящие свыше 1 млн тонн бензина в год. Подобная мера применялась только раз — в осенний период 2023 года — и тогда успешно сдержала взлет цен. Однако сейчас эта инициатива не сработала из-за неустраненного основного фактора увеличения стоимости бензина — его дефицита. Как подчеркивает вице-президент Российского топливного союза Ринат Фаттахов, введение запрета на бирже в Санкт-Петербурге не привело к существенному увеличению предложения, в то время как сезонный спрос постепенно возрастает. Эта тенденция наблюдается не только в России, но и в странах Евразийского экономического союза, за исключением которых действует эмбарго.
По прогнозам участников рынка, в августе ожидания по увеличению поставок на внутренний рынок не столь оптимистичны, хотя Министерство энергетики стремится достичь соглашения с нефтяными компаниями в этом вопросе.
В ведомстве заявили, что активно взаимодействуют для обеспечения равновесия между спросом и предложением на рынке топлива и для контроля ценовой динамики. Здесь утверждают, что объемы коммерческих топливных запасов соответствуют сезонным стандартам и близки к рекордным уровням, что обеспечивает надежное удовлетворение внутренних потребностей. Ситуация под контролем, а колебания цен объясняются сезонностью, подчеркивают в Министерстве энергетики. Кроме того, отмечают, что несмотря на рост цен на заправках, он остается в рамках общего инфляционного контекста и принятой налоговой политики.
Тем временем государство продолжает изучать дополнительные шаги по стабилизации ситуации на рынке российского топливного сектора. В первую очередь идет речь о возможном продлении эмбарго на экспорт бензина на сентябрь, когда в стране традиционно проходят плановые технические обслуживания НПЗ.
ФАС рассматривает изменения регулирования рынка топлива
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) изучает возможность увеличения минимального объема продаж бензина на бирже с 15% до 17% с целью повышения прозрачности ценообразования и снижения рисков неправомерного роста цен.
Кроме того, ФАС проводит анализ цен на около 12 тыс. заправочных станций для выявления нарушений антимонопольного законодательства.
Ограничение на экспорт бензина является единственным инструментом воздействия правительства на рынок, по словам управляющего партнера NEFT Research Сергея Фролова. Однако в рамках налоговой реформы демпфер должен был принять на себя защиту внутреннего топливного сектора от колебаний. Механизм предполагает компенсацию нефтяным компаниям разницы между внутренними и экспортными ценами на бензин и дизель за предоставленные объемы на российском рынке. По данным Минфина, за первое полугодие 2025 года нефтяные компании получили компенсацию в размере 544,7 млрд руб., в 2024 году - 1,815 трлн руб. Последний раз компании были лишены выплат по демпферу только в сентябре 2023 года.
Сергей Фролов отмечает, что механизм демпфера, изначально предполагавшийся как временное решение, уже действует несколько лет. Однако он остается эффективным только в определенном диапазоне цен на внутреннем и внешнем рынках, а также при определенном обменном курсе. По мнению эксперта, при резких колебаниях цен наблюдаются постоянные корректировки в функционировании данного механизма.
Редактирование разногласий
В ближайшее время планируются изменения в Налоговом кодексе. Поднимается предел отклонения от показателей в топливном демпфере, после которого нефтяные компании перестают получать выплаты из бюджета. На бензине планируется постепенное повышение до 15%, а затем до 20%, но конечные цифры пока не раскрываются. Минфин и Минэнерго должны представить изменения в Налоговом кодексе на осеннюю сессию Госдумы, но возможно, что они будут приняты задним числом, чтобы нефтяные компании не потеряли выплаты по демпферу за август.
Однако, по мнению участников рынка, такие действия могут привести к дальнейшему росту биржевых цен до нового уровня. Если максимальное отклонение от индикативной цены увеличится с 10% до 15%, то компании смогут получить выплаты по демпферу при цене 69,5 тыс. руб. за тонну.
Вызовы для АЗС: новое подорожание бензина
По мнению экспертов, повышение цен на бензин негативно скажется на работе автозаправочных станций (АЗС), особенно независимых. Согласно анализу компании "Петромаркет", к началу августа продажа бензина в розницу была убыточной. Так, средняя чистая маржа на продажу автобензина на различных АЗС составляет от -1,1 до -1,4 рубля за литр.
Эксперты отмечают, что основная причина убытков АЗС при продаже бензина заключается в высоких оптовых ценах на нефтепродукты, которые определяют стоимость топлива, закупаемого для дальнейшей продажи.
По мнению Павла Карпуса, предложение Минфина о смене правил ценообразования в топливном секторе является эффективным шагом. Он также подчеркивает необходимость модернизации нефтеперерабатывающих заводов для увеличения производства качественных видов топлива и создания хранилищ топлива в регионах для сокращения зависимости от железнодорожных перевозок.
Одним из способов повышения эффективности может стать предоставление прямых государственных субсидий для АЗС в удаленных районах и создание стратегических резервов топлива, аналогично резервам зерна, для экстренного обеспечения регионов, считает эксперт.
Максим Дьяченко считает, что открытый доступ к информации и изменения в системе биржевых торгов могут оказать положительное влияние на рынок. Он предлагает отказаться от манипуляций ценами и аукционов открытия, которые, по его мнению, нередко являются случайной игрой. Кроме того, он считает важным вернуть рыночное ценообразование без нежелательного вмешательства властей. Но для этого необходимо понимание текущей ситуации на рынке и поддержка политической воли.