Глобальные цены на топливный уголь и коксующийся уголь падают
Российские угольщики столкнулись с кризисом в отрасли
В неизбежной ситуации оказались угольщики в России. Глобальное падение соединилось с внутренними и внешними причинами. Запрет на импорт угля странами G7 и ЕС увеличил транспортные расходы и снизил цены на мировом рынке. Осложнились проблемы с логистикой внутри страны, из-за чего направление транспорта теперь в основном обращено на восток.
Как отметил Александр Котов из NEFT Research, отрасль погружена в кризис, и улучшений пока не предвидится. Главная причина - снижение цен на уголь в мире. Увеличились налоговые обязательства и логистические издержки для транспортировки. Растущие тарифы РЖД также увеличивают расходы - от месторождений до портов нужно проделать огромное расстояние.
Эксперт по энергетике Кирилл Родионов подтверждает, что угольные компании столкнулись с трудностями в финансировании экспорта в Азию из-за высоких логистических издержек. Поставки не окупаются, и проблемы с инфраструктурой на Восточном полигоне оказывают влияние.
Снижение мировых цен на уголь затруднило продажи на внешнем рынке. Китай остается основным потребителем российского угля, но ограничения логистики мешают увеличить поставки. Важным поставщиком коксующегося угля для Китая стала Монголия, заняв место Австралии.
Согласно информации ЦБ, добыча угля сокращается в России из-за снижения производства стали. Конечным пунктом назначения для угля остается квоты на вывоз через железную дорогу только для Кемеровской области. Другие регионы лишаются квот, но правительство рассматривает вопрос их восстановления.
Маржинальность экспортных поставок угля снижается из-за дисконтов на российский уголь и общего падения цен. Логистические ограничения на восток мешают компаниям работать прибыльно. Рост тарифов РЖД и укрепление рубля также давят на экспортеров, делая их ситуацию сложной.
Эксперты о кризисе в угольной отрасли
По мнению Родионова, нынешний кризис в угольной отрасли — самый масштабный за три десятилетия, и он вызовет значительные изменения. Его нельзя преодолеть с помощью квот-субсидий или даже налоговых льгот. Единственное спасение отрасли заключается в структурном сдвиге, который предполагает увеличение доли коксующегося угля в общей добыче, а также перемещение географического фокуса добычи на восток, что снизит логистические издержки. Сейчас регуляторам предоставляется шанс отказаться от неэффективной подземной добычи, связанной с рисками для безопасности, утверждает Родионов.
Халин прогнозирует дальнейшее снижение добычи и экспорта энергетического угля в пользу коксующегося угля. Поддержку котировкам металлургического угля и уровню его добычи и экспорта из России могут оказать потенциальное восстановление китайского рынка недвижимости в 2025 году (благодаря новым экономическим стимулам) и дальнейший рост производства стали в Индии, уточняет эксперт.