Минимущество Крыма выставляет пассажирские порты на продажу
Крымское имущество продаёт компании, управляющие морскими портами в Ялте и Евпатории. Общая оценочная стоимость активов приблизительно 1,7 миллиарда рублей. В настоящее время морские порты полуострова работают с низкой загрузкой из-за ограниченного доступа судов в условиях санкций. Власти планируют использовать объекты для пассажирских перевозок и яхтенного туризма, однако участники рынка сомневаются в спросе.
Имущество Крыма выставило на аукцион 100% акций АО "Ялтинский морской порт" и АО "Евпаторийский морской порт". Начальные ставки составляют 1,49 миллиарда рублей и 192,9 миллиона рублей соответственно. Заявки принимаются с 2 по 28 июля, аукцион намечен на 1 августа.
Ялтинский и Евпаторийский порты - два из четырех портов Крыма, принадлежащих региону. Керченский и Феодосийский порты находятся в федеральной собственности. Площадь акватории Ялтинского порта составляет 12,15 гектаров и включает пассажирский терминал на 1,3 миллиона человек в год, а также терминал по перевалке различных грузов.
Порт Евпатории специализируется на перевалке генеральных и навалочных грузов. В 2023 году объем перевалки в порту увеличился на 8,8%, достигнув 352 тысяч тонн. В первом квартале 2025 года порт Евпатории обработал 77,7 тысяч тонн прочих насыпных грузов. В тот же период через порты Севастополь, Керчь и Феодосия было перевалено больше грузов.
Ялтинский порт ориентирован на пассажирские перевозки. За девять месяцев 2024 года порты Ялта и Евпатория перевезли 399,32 тысяч человек, планируя увеличить этот показатель до 450 тысяч в 2025 году.
Глава Крыма Сергей Аксенов отметил, что морские порты еще не используют "даже на 10% своих возможностей" из-за санкций. Он подчеркнул потенциал Ялтинского и Евпаторийского портов для развития пассажирских перевозок, круизного и яхтенного туризма. В апреле глава крымского парламента Владимир Константинов также выразил мнение о возможности создания яхтенных марин на базе этих портов.
Операторы судов и перспективы развития яхтенных марин
Эксперты отмечают, что санкции перестают быть главной угрозой для операторов судов. Однако, ключевым фактором остается наличие грузов. Надежда Малышева подчеркивает, что необходимо определить потенциал грузовой базы для флота.
Помимо этого, требуется улучшение портовой инфраструктуры. Отсутствие страхования от рисков военных действий может оказать негативное воздействие на экономику. По мнению эксперта, развитие яхтенных марин может стать одним из оптимальных решений в текущей ситуации.
Михаил Бурмистров предполагает, что возможно приобретение портов для дальнейшей адаптации под пассажирские или яхтенные цели. Он отмечает отсутствие оснований для значительного увеличения грузопотока в настоящее время. Оценка активов в условиях возможных санкций по-прежнему остается привлекательной, несмотря на некоторые риски.
Важно отметить, что отсутствие собственных круизных судов и наличие рисков санкций сдерживают возможности развития отрасли в России.