Угольные компании изменяют свои отгрузки на экспорт
Горняки Кузбасса перестают отправлять уголь на экспорт, даже в премиальном сегменте, который считается наиболее востребованным. ОАО РЖД сообщает о семи грузоотправителях, не входящих в список крупных компаний, которые отказались от объемов грузов. Рост рубля негативно сказывается на угольном экспорте, но обычные угли перестают поставляться, в то время как сортовые угли еще продолжают поставки. Возможно, компании нацелены на банкротство конкурентов из других стран и поэтому не снимают заказы.
Угольные компании перестают отправлять грузы на экспорт на восток по соглашениям о гарантированной перевозке угля. Этот направление считается приоритетным в отношении других грузов. В этом году такие соглашения заключены только с Кузбассом (54,1 млн тонн), но возможно они будут расширены на Хакасию. Замгендиректор ОАО РЖД Михаил Глазков отмечает, что компании не предоставляют грузы для перевозок на восток, в то время как этот маршрут всегда был самым популярным. Основная проблема заключается в том, что нет официальных отказов от клиентов и нет возможности быстро заменить уголь другими грузами.
Начальник Дальневосточной железной дороги, Евгений Вейде, утверждает, что с начала года по направлению потеряно почти 1 млн тонн угля. Традиционные партнеры, такие как СУЭК и «Эльгауголь», сохраняют объемы грузов, но другие компании с минимальными показателями демонстрируют отрицательную динамику. ОАО РЖД не сообщили о количестве неотгруженного угля по соглашениям с Кузбассом.
Экспорт угля в порты увеличился на 2,6% в первом квартале, что составляет 40,6 млн тонн. Положительная динамика перевозок угля сохранялась на Восточном полигоне в январе—апреле. Однако экспорт энергетического угля из-за укрепления рубля и падения цен стал нерентабельным через восточные порты. Производители металлургического угля, напротив, выполняют свои обязательства по отгрузке через порты Дальнего Востока.
Говорят, что грузоотправители не выбирают приоритетные объемы на восточном направлении, что свидетельствует о сложной обстановке на внешних рынках. Эксперты отмечают, что массовое отказывание от угля на экспорт указывает на сложности в отрасли.
Укрепление рубля и угольный экспорт
Высказывания Замгендиректора ИПЕМа о снижении ставок на предоставление вагонов и общем убытке угольного экспорта вызваны укреплением рубля. Операторы железных дорог теперь работают в убыток не только на юге и северо-западе, но и на востоке.
Промышленный эксперт Максим Худалов отмечает, что поставки угля на восток стали невыгодными из-за высоких затрат. Экспортируются лишь сортовые угли, но их объемы невелики. Объемы рядового угля для массовых потребителей сократились.
Худалов предполагает, что могут быть случаи, когда грузы не предъявляют, но отказаться от заявок не получится из-за необходимости получения их в следующем месяце. Угольщики надеются на банкротство американских и австралийских производителей угля, что может привести к росту цен.