Подходы к развитию портов Северо-Запада
Первый вариант взгляда на порты Северо-Запада, озвученный заместителем главы правительства Ленобласти Дмитрием Яловым, заключается в создании Сонковского пути (Дмитров—Сонково—Мга), который призван разгрузить Коштинский путь, особенно в свете увеличения перевозок удобрений со Северо-Запада.
По мнению Ялова, Сонковский путь может перевозить дополнительные 10 миллионов тонн грузов. Однако есть недостаток: грузы, идущие этим путем, сталкиваются с ограничениями (Мга—Владимирская—Веймарн). Главный инженер Октябрьской железной дороги Виктор Иванов подтверждает, что Станция Мга является нагруженной, поскольку это пункт пропуска для основного грузового потока Северной железной дороги. Проблема решается путем перераспределения грузов через Усть-Лугу и Мурманск. Первый этап строительства Сонковского пути уже завершен, и Виктор Иванов говорит, что к 2030 году это позволит перевозить около 25 миллионов тонн грузов.
Другим проектом является строительство Юго-Западного обхода Петербурга с влажным входом в Усть-Лугу, частью которого является 75-километровый обход, предназначенный для устранения транзита через город.
Третий подход — это возрождение грузоперевозок на основной путь после постройки высокоскоростной магистрали, что добавит еще 30 миллионов тонн грузов.
Четвертый проект, предложенный губернатором Ленобласти Александром Дрозденко, предполагает строительство отрезка Псков—Гдов—Сланцы, который можно будет воплотить посредством концессионных соглашений. Этот путь предлагает работать с белорусскими грузами, обходя узкие участки. Однако основной поток грузов на порты Северо-Запада приходит из других регионов, а не из западной части Ленинградской области.