Крупный продуктовый ритейлер «Реми» приобретен компанией «Лента»
Один из самых больших ритейлеров продуктов «Лента», принадлежащий основателю «Севергрупп» Алексею Мордашову, завершил сделку по покупке дальневосточной сети «Реми». Общая стоимость сделки может достигать 15 млрд рублей. Сейчас крупные игроки на розничном рынке стремятся развиваться на Дальнем Востоке, включая сделки по слиянию и поглощению. Но практически не осталось розничных компаний для покупки на востоке страны.
Группа компаний «Лента», развивающая свою сеть продуктов, приобрела 67% дальневосточной сети «Реми», как указано в официальном заявлении компании. В рамки сделки вошли 115 магазинов общей площадью 100 тыс. кв. м — 87 магазинов в Приморском крае, 24 в Хабаровском крае и четыре в Сахалинской области.
Возможность сделки между «Лентой» и «Реми» была обсуждена еще в августе 2025 года, как сообщалось в журнале Shopper’s. 17 ноября ООО «Лента» получило в залог имущество компаний «Меркурий» и ВУС, часть акций которых (12% и 21% соответственно) принадлежит ООО «Продукт-Эконом», основному юридическому лицу сети «Реми», согласно данным СПАРК.
Эксперты прошлого лета оценивали стоимость всего бизнеса «Реми» в 18-20 млрд рублей с учетом задолженности. Долю в 67%, которую теперь владеет «Лента», генеральный директор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров оценил в сумму до 13 млрд рублей, а глава отдела оценки консалтинговой фирмы CORE.XP Светлана Шорина — в 10-15 млрд рублей. Приобретение «Реми» позволит «Ленте» охватить все федеральные округа России, считают эксперты, и приведет ее ближе к достижению долгосрочных целей — удвоить выручку за три года. К 2028 году планируется достичь объема в 2,2 трлн рублей.
В текущем году «Лента» также приобрела бизнес челябинского ритейлера «Молния». Кроме того, в этой осенью были проведены сделки с гипермаркетами «О’кей», что, по мнению рынка, входило в планы компании. Финансовое положение «Ленты» позволяет ей осуществлять такие сделки — соотношение чистого долга группы к EBITDA составляет 0,89х, что аналогично показателю X5, отмечает старший аналитик Газпромбанка Марат Ибрагимов. Данный уровень является одним из самых низких в сфере продуктового ритейла, добавляет эксперт.
По мнению господина Бурмистрова, «Реми» является одним из последних крупных продуктовых ритейлеров на Дальнем Востоке, который может привлечь внимание федеральных ритейлеров. Согласно его данным, доля магазинов сети в первой половине 2025 года составляла около 10% в Приморском крае, 2,7% в Хабаровском крае, 1,8% в Сахалинской области и в целом 3,2% в Дальневосточном федеральном округе. Сейчас крупные игроки заинтересованы в расширении бизнеса на востоке страны. Например, в 2023 году «Магнит» выкупил долю в сети «Самбери», а в этом же году сеть магазинов «Амба» из Хабаровска перешла в собственность X5, которая затем переформатировала эти объекты под бренд «Пятерочка».
Упадок ритейлеров: торговая площадь уменьшилась
Крупнейшим сетям становится все сложнее продвигаться через естественный рост, что сказалось на увеличении торговых площадей ритейлеров. Так, за первые девять месяцев текущего года топ-200 сетей FMCG открыли приблизительно 5,3 тысячи торговых точек — на 30% меньше по сравнению с прошлым годом.

