Сделка сети магазинов "Молния" и Spar
После завершения сделки по приобретению сети магазинов "Молния" и Spar в Челябинске, возможно, произойдет смена названия торговых точек. Федеральный ритейлер, скорее всего, заплатил за этот бизнес более 4 млрд рублей, учитывая долг. Из-за высокой ключевой ставки Центробанка приобретение активов на кредитные средства стало сложным. Однако "Лента" планирует финансировать сделку самостоятельно, так как считается "в хорошей финансовой форме".
26 июня "Лента" объявила о приобретении всего бизнеса ООО "Молл", которое владеет сетью "Молния" в Челябинской области и магазинами Spar. Сделку утвердила Федеральная антимонопольная служба. Компания ожидает, что приобретение поможет ускорить достижение цели по выручке в 1 трлн рублей к 2025 году. После сделки, предположительно, эти объекты будут переименованы под брендом "Лента", сообщил совладелец ООО "Молния Финанс" Дмитрий Бухарин.
Федеральный ритейлер приобретет 49 магазинов Spar, 18 супермаркетов и пять гипермаркетов "Молния" в Челябинской области, а также три распределительных центра.
Господин Бухарин отметил, что текущий тренд в российском продуктовом ритейле схож с практикой Западной и Восточной Европы, когда крупные сети приобретают менее крупные компании для увеличения доли рынка.
Сумма сделки не разглашается. По оценке Михаила Бурмистрова из "Infoline-Аналитики", сделка может составлять от 4 до 5 млрд рублей. Марат Ибрагимов из Газпромбанка оценивает сделку в 4,2 млрд рублей с учетом долга и в 2,5 млрд без учета долговой нагрузки. Ольга Сумишевская из One Story отмечает, что для "Ленты" это приобретение стабильного бизнеса в регионе с развитой логистикой.
Из-за высокой ключевой ставки ЦБ, заключение сделок M&A ers ers on хранить складное. Компании столи бы покупать активы, если у них есть достаточно свободных средств. Недавним примером такой сделки на рынке стало приобретение медицинской сети "Мать и дитя" за 8,5 млрд рублей ГК "Эксперт" без кредитных средств.
«Лента»: финансовая стабильность и перспективы
«"Лента" в здоровом финансовом состоянии: соотношение чистого долга к EBITDA равно 0,89х, что сопоставимо с X5 Group. Это один из минимальных показателей среди ритейлеров»,— отмечает Марат Ибрагимов.
В сравнении с Лента, у «Магнита» этот показатель равен 1,47х, добавляет аналитик. По его мнению, у «Ленты» выше маржинальность — 7,7%, в то время как у Х5 — 6,4%, у «Магнита» — 5,6%. Эти показатели свидетельствуют о возможности «Ленты» самостоятельно финансировать текущие и будущие сделки, отмечает г-н Ибрагимов.
Ранее «Лента» приобрела сеть «Монетка» из 2,1 тысячи магазинов на Урале и в Западной Сибири (см. от 17 октября 2023 года). Доля «Ленты» на Урале в настоящее время составляет около 6%, и после завершения сделки с магазинами «Молния» и Spar в Челябинске этот показатель достигнет 11%. Это приближает «Ленту» к «Магниту», чья доля на данном сегменте составляет 12,5%, заключает эксперт.