Программа льготного лизинга мусоровозов
Минприроды приняло участие в решении проблемы обновления спецтехники для обращения с ТКО. В рамках программы льготного лизинга запущен проект общей стоимостью 420 миллионов рублей. Хотя полное решение проблемы не возможно, «Росагролизинг» субсидирует закупку 1,2 тысяч машин ежегодно на протяжении пяти лет, что приблизительно соответствует потребности рынка. В настоящее время также ведется работа над новыми типами мусоровозов, соответствующих повышенным требованиям. Планируется, что серийное производство начнется через два года.
Введена программа в России, предоставляющая возможность региональным операторам или компаниям, заключившим договор на перевозку ТКО, приобретать спецтехнику на льготных условиях. На 2025 год запланировано субсидирование покупки 1,2 тысяч машин, с выделением 420 миллионов рублей в фонд поддержки. Генеральный директор Павел Косов отметил, что уже через неделю после запуска программы поступили заявки на 3 миллиарда рублей.
По данным ППК РЭО, нехватка мусоровозов обусловлена их высокой стоимостью и сложностью в обслуживании. На лето 2024 года потребность в данной спецтехнике оценивается в 3276 единиц (в 2023 году было 3082), при среднем сроке службы от трех до четырех лет из-за высокой нагрузки.
Еще одной проблемой отрасли являются требования законодательства о дорожной деятельности по нагрузке на ось грузовиков. С 1 апреля 2025 года введен мораторий на штрафы за перегруз, чтобы способствовать обновлению автопарков и разработке новых моделей. Вице-премьер Дмитрий Патрушев подчеркнул необходимость запуска серийного производства мусоровозов, и компании уже начали готовить модели для выхода на рынок по мере готовности. Однако возникают сложности с управлением задней осью мусоровозов и отсутствием подруливающей оси, что затрудняет проезд по узким улицам и дворам, объясняет заместитель генерального директора компании «ЭкоЛайн» Елена Вишнякова.
Развитие производства машин и проблема мусоровозов
Операционный директор компании «РГ-Техно» поделилась информацией о готовности технологических решений. Она отметила, что спроектированы кузов и навесное оборудование, а также ведется работа над шасси с участием нескольких автопроизводителей, включая научно-технический центр КамАЗа. В то же время в Китае также проводятся аналогичные разработки, и можно ожидать появления машин с китайскими шасси уже осенью этого года.
Однако массовое производство больших машин, по словам г-жи Петрушиной, возможно не раньше чем через два года. Сейчас компании еще не готовы к этому, а китайцы не проявляют большого интереса к поставкам такой продукции на российский рынок.
Нехватку мусоровозов планируют решать за счет субсидий, учитывая текущие ограничения на закупку спецтехники из-за высокой ключевой ставки. Однако благодаря указаниям Дмитрия Патрушева, в отрасли все же надеются получить мусоровозы с российскими шасси в ближайшем будущем.
Анна Королева