Лизингодатели сталкиваются с низкой цифровизацией в процессе взысканий: мнение эксперта

Лизингодатели сталкиваются с низкой цифровизацией в процессе взысканий: мнение эксперта

Новости
0141
Рефинанс

Лизингодатели в условиях испытаний

Евгений Сеньковский, генеральный директор финтех-компании "Баланс-Платформа", проливает свет на работу лизингодателей в сфере взысканий.

Прошлый год оказался нелегким для рынка лизинга в России из-за роста ключевой ставки и снижения спроса, особенно в розничном сегменте. Наиболее пострадали легковой и грузовой транспорт из-за сокращения активности девелоперов и инвестиций в грузоперевозки. Также на рынок повлияли участники такси, отложившие обновление автопарка из-за роста цен на автомобили.

Согласно моим оценкам, просрочка лизинговых платежей в розничном сегменте увеличилась на 20–25% в прошлом году.

Продажа бывшей в употреблении техники становится все более сложной, особенно в грузовом транспорте, где предложение превышает спрос.

Традиционно вопросы просроченной задолженности в лизинге решаются службами безопасности и юридическими или операционными подразделениями. Часто различные функции разделены между разными подразделениями: колл-центр принадлежит операционным службам, выездные сотрудники — департаменту экономической безопасности, а рисковые процессы — отделу рисков. Это создает неуправляемый механизм, где все работают в изолированных системах, что приводит к неэффективным результатам.

Сейчас, возможно, пришло время для лизинговых компаний пересмотреть подход к коллекции долгов с новой точки зрения, сосредоточив внимание на цифровизации сервисов и включении этой функции в розничный сектор.

Оптимизация работы с просроченной задолженностью

Символичен опыт сбора долгов лидеров розничного банковского сектора. У них этот процесс сосредоточен под одной крышей и подчинен розничному отделу. Почему это важно? Прежде всего, это способствует созданию общей стратегии работы с просроченными долгами, установлению общих показателей производительности для подразделения и контролю над этой функцией. Я считаю, что вертикальное взаимодействие по работе с просроченными задолженностями должно быть в рамках розничного бизнеса или непосредственно подчиняться исполнительному директору.

Касаясь цифровизации, прежде всего нет смысла вложений в системы мониторинга здорового портфеля — здесь нет потенциала для роста.

Работа с клиентами, еще не нарушившими платежные обязательства, неэффективна. За исключением пересмотра условий, лизинговой компании нечего предложить. А анализ их финансового состояния — достаточно трудоемкое занятие.

Во-вторых, крайне важно правильное организация коллекторского колл-центра. Следует разрабатывать модели, которые разделяют поток клиентов на отдельные сегменты. Необходимо следить за ситуацией и при росте критических рисков переводить дополнительные ресурсы на работу с проблемными областями.

Третий ключевой момент — оптимизация работы колл-центра. При превышении количества заявок более чем 5-7 тысяч в месяц, стоит рассмотреть вариант автоматизации и создания обычного колл-центра по взысканию. В настоящее время в лизинговых компаниях звонки с напоминаниями о просроченных платежах занимают лишь 30% общего объема работы. Остальное — это подготовка документов, операционная деятельность. И это неоправданно. Необходимо жесткое деление: колл-центр должен общаться с клиентами по телефону или онлайн, а все остальное — письма, отчеты, статистику — нужно автоматизировать и передать в вспомогательные отделы.

Еще одна область для развития работы с просроченными долгами — вызывные взыскания. По нашему опыту, к сожалению, цифровые технологии в сфере изъятий находятся на низком уровне.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Банки отказывают в кредите? Помощь в получении
Бесплатная консультация

Цифровизация и эффективность взыскания

Никто не наблюдает, куда направляются работники, сколько это обходится.

Здесь возникает момент эффективности, когда в едином софте действуют сотрудник розыска, изымающий автомобили, и другие отделы. Все это должно быть в единой системе, что редко встречается на практике.

Цифровизация сервисов взысканий формирует общий путь работы с просрочками и совместный анализ для выявления ростов и рисков ущерба. Без сомнения, автоматизация улучшает cost-to-collect и снижает стоимость взыскания одного рубля по общим издержкам. Этот подход уже применили первые десять банков. Они рассматривают взыскание не как задачи для бэк-офиса, а как для фронт-офиса. Я уверен, что лизинговая сфера пройдет такой же путь в ближайшие пятидесять лет.

Рассчитайте условия по кредиту и получите ответ уже сегодня
Необходимая сумма*
100 000 ₽
10 000 000 ₽
Срок кредитования*
6 мес
60 мес
Ваш ежемесячный платёж составит:
17 602
Читайте также
Банки снижают ставки по автокредитам на новые авто до двухлетнего минимума.
Автокредит
Банки снижают ставки по автокредитам на новые авто до двухлетнего минимума.
Банки снизили ставки по автокредитам на новые автомобили до двухлетнего минимума, благодаря субсидированным программам государства и автопроизводителей. Средняя ставка составила менее 13,6% годовых, что стимулирует рост продаж, несмотря на снижение маржи. Однако эксперты прогнозируют плавное восстановление рынка к концу года из-за макропруденциальных требований ЦБ.
18 июля
01
Российские города-миллионники переходят на 'Индустрию 4.0': трансформация промышленности
Бизнес
Российские города-миллионники переходят на 'Индустрию 4.0': трансформация промышленности
Исследование ИТП Урбаника показывает, что российская промышленность эволюционирует: города-миллионники переходят к Индустрии 4.0 с акцентом на автоматизацию, а даже моногорода становятся более устойчивыми, несмотря на свою зависимость от отдельных предприятий.
18 июля
01
Домодедово и Жуковский приостановили работу на 10 минут
Новости
Домодедово и Жуковский приостановили работу на 10 минут
Аэропорты Домодедово и Жуковский временно приостановили работу на 10 минут.
17 июля
03