Лизинговые компании перегружены: избыток техники угрожает рынку грузовиков

Лизинговые компании перегружены: избыток техники угрожает рынку грузовиков

Бизнес
048
Рефинанс

Выросли проблемные стоки автомобилей у лизинговых компаний

Лизинговые организации, подобно дилерам, столкнулись с избытком автотранспортных средств. Объемы конфискации машин у клиентов возросли в результате уменьшения их финансовой способности. Общее количество оценено в исторические 30 тысяч авто, в том числе почти половина приходится на грузовой сектор. В связи с этой ситуацией некоторые арендодатели задумываются о создании авто ретейл-центров, а некоторые аналитики видят риск для нового рынка грузовых транспортных средств.

У лизинговых компаний в России автостоки достигли аномальных объемов: по предварительным оценкам участников рынка, они составляют около 30 тысяч единиц. Как сообщается в источнике, ранее такого явления не наблюдалось, уточняя, что негативный тренд начался в предыдущем году. По словам директора банковских рейтингов компании "Эксперт РА" Анатолия Перфильева, объем изымаемых машин в стройках лизинговых фирм в 2024 году увеличился более чем в три раза. По мнению опрошенных экспертов и рыночных деятелей, это происходит из-за уменьшения способности бизнеса выплачивать кредиты в связи с повышением процентных ставок и увеличением цен на лизинговую продукцию из-за увеличения утилизационного сбора.

Според одного источника известной лизинговой компании, совокупный автосток составляет около 30 тысяч машин, при этом почти половина приходится на грузовой сектор.

Аналогичные оценки дает руководитель отдела по бизнес-развитию "Газпромбанк Лизинг" Вячеслав Михайлов. В компании "Европлан" их собственный автосток оценивают в 3,5 тысячи единиц, учитывая, что 40% приходится на легковые машины, 31% - на грузовые, 9% - на спецтехнику, 18% - на полуприцепы и 2% - на прицепы и автобусы. "При этом около 60% стока передается в повторное лизингование", - отмечают в фирме. Большинство участников рынка отказываются разглашать информацию о конфискациях, но проблема стоков подтверждается.

Сейчас многие арендодатели изучают работу со стоками: адекватно оценивать технику и реализовывать ее, отмечает руководитель отдела продаж и обслуживания конфискованной техники "Газпромбанк Автолизинг" Василий Быстров. "По сути, мы движемся к созданию собственных автосалонов, где клиенты смогут выбирать из широкого спектра представленных транспортных средств с пробегом", - делится он. Один источник подчеркивает, что лизинговые организации могут начать в определенной степени конкурировать с дилерами, однако другой считает, что прямого соперничества пока не наблюдается из-за обширных объемов рынка. "Рынок подержанных машин в прошлом году составил 6 миллионов легковых и 218 тысяч грузовых автомобилей. А лизинговые стоки, по различным оценкам, колеблются в пределах 30-50 тысяч штук", - поясняет он.

Большинство изымаемых автомашин в стоках - грузовая техника, следует из опросов.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Ипотека для предпринимателей без залога.
Получить предложение

Негативное воздействие избыточных запасов лизинговой техники на рынок грузовиков

Руководитель КамАЗа Сергей Когогин оценил количество грузовых машин в стоках лизингодателей в 20 тысяч. Согласно мнению главы "Автостата" Сергея Целикова, такое значительное число машин может отрицательно отразиться на рынке новых грузовиков, испытывающем уже кризис из-за недостатка спроса и высоких ставок за предыдущие годы. Эксперт отмечает, что компании предпочтут покупать подержанные машины у лизинговых компаний, вместо новых. Техника, в основном, приобреталась новой у лизингодателей. По оценкам источников, средний возраст грузовых автомобилей в стоках составляет от трех до пяти лет.

Директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алла Борисова сообщает, что большинство изъятий касается китайской техники, приобретенной в лизинг в 2022-2023 годах по высокой цене в период неопределенности на рынке. В предыдущие годы в лизинг попадали преимущественно европейские, японские и американские марки, более привычные для рынка с точки зрения эксплуатации, изменения цены и спроса. Поэтому реализация китайской техники может принести убытки лизинговым компаниям, так как грузовики китайских брендов быстрее теряют в цене по сравнению с европейскими. Для некоторых клиентов может оказаться выгоднее вернуть технику и купить новую по более доступной цене.

Для активизации продаж стоков, что приводит к дополнительным издержкам, лизингодатели предлагают клиентам скидки, утверждает Анатолий Перфильев.

Специалисты также отмечают увеличение спроса на повторный лизинг изъятой техники по "интересным условиям". Некоторые говорят о продолжении роста изъятий среди лизингодателей, однако пик, вероятно, уже пройден, и тенденция к уменьшению начнется со второго квартала. Прогнозы зависят от экономической ситуации, ключевых ставок ЦБ и государственной поддержки.

Читайте также
Россия и Китай запускают проект беспилотных грузоперевозок через границу: как это будет работать
Бизнес
Россия и Китай запускают проект беспилотных грузоперевозок через границу: как это будет работать
Россия и Китай инициировали пилотный проект по организации международных беспилотных грузоперевозок между Благовещенском и Хэйхэ. Рассказываем, как дроны будут доставлять грузы до 50 кг через границу, какие правовые и технологические вызовы предстоит решить и как это изменит логистику для малого и среднего бизнеса.
16 октября
09
Новости
Япония рассмотрит предложение США о прекращении импорта российских энергоресурсов
Япония рассматривает предложение США об отказе от российских энергоресурсов. Правительство страны готово изучить возможные последствия и ответные меры на инициативу, предложенную министром финансов США Скоттом Бессентом, сообщает Kyodo со ссылкой на источники.
16 октября
02
Новости
Международные резервы РФ достигли рекорда в 729,5 млрд долларов за неделю увеличившись на 7 млрд
Рост международных резервов РФ в 2025 году. Международные резервы РФ продолжают стремительно расти.
16 октября
04