Реформа отрасли такси: какие вызовы стоят перед водителями и таксопарками
Некоторые таксопарки и водители, предоставляющие услуги такси на своих машинах, не смогут соответствовать требованиям к идентификации автомобилей и, следовательно, будут вынуждены покинуть рынок. Примерно 200 тыс. водителей такси из общего числа будут затронуты этими ограничениями, что составляет примерно 20% всего сектора. Эти оценки были объявлены на встрече Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по вопросам идентификации автомобилей для такси.
Отсутствие гибких механизмов адаптации к требованиям закона о местной сборке автомобилей может привести к сокращению числа водителей в отрасли такси на 200 тыс. человек уже к 2026 году, указано в протоколе заседания РСПП. На момент июня 2025 года, оценивали в «Яндекс Такси», общее число водителей в данной сфере составляло 1 млн человек. Таким образом, потеря 200 тыс. водителей приведет к убытку 20% таксистов.
Реформа отрасли такси выполняется в строгом ритме, хотя ранее обсуждался более плавный процесс, считают в сервисе "Максим". Отток водителей может быть связан с недоступностью замены автомобилей на требуемые модели из-за высокой стоимости новых автомобилей отечественного производства и отсутствия программ специального автокредитования и лизинга, обсуждали ранее в Объединении самозанятых России. Переходные периоды могут стать особенно сложными для самозанятых, которые используют собственные автомобили, и требуют дополнительного внимания, утверждает руководитель рабочей группы агрегаторов транспортных услуг комитета РСПП по цифровой экономике Антон Данилов-Данильян. В работе председателя Общественного совета по развитию такси Ирины Зариповой указывается на то, что самозанятые покупают автомобили в основном для личных нужд, поэтому переход к локализованным моделям должен быть постепенным.
По оценкам РСПП, к концу 2024 года в отрасли будут зарегистрированы свыше 700 тыс. автомобилей, принадлежащих физическим лицам, из которых более 70% используются для дополнительного заработка. Примерно 79% таких машин не соответствуют стандартам установленного закона о локализации, информируется в протоколе встречи.
Сложности с автомобилями могут возникнуть не только у самозанятых водителей, но и у таксопарков. По завершении лизинга или изменении статуса водителей, таксопарки не смогут оставить нелокализованные автомобили в списке и будут вынуждены заменить их на новые локализованные машины или взять их в лизинг. Это повлечет за собой увеличение арендной платы для водителей, а, следовательно, и повышение тарифов для пассажиров, утверждают в такси "Максим". Примерно 340 тыс. машин задействовано профессиональными перевозчиками и таксопарками, говорится в протоколе РСПП. Согласно исполнительному директору Национального совета такси Наталии Лозинской, 72% таксопарков покупают автомобили в лизинг, причем у 13% лизинг составляет две трети всего парка. Срок лизинга составляет от трех до пяти лет, поэтому большинство этих машин было приобретено до вступления в силу закона о локализации. Чтобы облегчить адаптацию таксопарков и водителей, "Яндекс Такси" и АвтоВАЗ уже начали обсуждение совместных инициатив по новой линейке автомобилей, рассказали в сервисе такси. По словам представителей автопроизводителя, все модели Lada соответствуют установленным критериям, и производственные мощности позволят оперативно удовлетворить увеличенный спрос.
Рост стоимости такси и отток водителей ухудшает доступность услуг
Уменьшение числа водителей может привести к осложнениям в получении услуг перевозки, особенно в небольших населенных пунктах, и вызвать повышение цен на поездки, предупреждают участники сферы пассажирских перевозок. Согласно данным Росстата, в августе 2025 года стоимость проезда на такси в России выросла на 8% по сравнению с прошлым годом и достигла 48,44 рубля за километр, в Москве — на 26%, до 75,92 рубля, но в то же время в Санкт-Петербурге цены снизились на 10%, до 61 рубля. Прогнозируется, что величина таких расходов в крупных городах может увеличиться еще на 20–30% к 2026–2027 годам, согласно прогнозам службы вызова такси "Максим".
Окончательный перечень автомобилей, удовлетворяющих необходимым требованиям в области локализации производства, еще не утвержден. Как уже упоминалось ранее, в него могут быть включены модели от Lada, "Москвич" и Evolute, а также Haval, Solaris и Sollers.