Защита товарных знаков в российском ювелирном рынке
Зарубежные компании премиум-класса более активно защищают свои бренды в России, чем местные производители. Несмотря на уход этих компаний с российского рынка, их украшения и часы все еще продаются в магазинах страны. Оборот продаж ювелирных изделий продолжает увеличиваться, что может подтолкнуть местные компании к более активной защите своей интеллектуальной собственности.
С начала года в России было зарегистрировано более 4 тыс. заявок на защиту товарных знаков, что вдвое больше, чем год назад. Однако крупные ювелирные бренды не являются самыми активными заявителями. Топ-20 заявителей, составленный компанией "Онлайн Патент", представлен неизвестными на рынке компаниями, которые подают заявки для последующей торговли. По мнению генерального директора компании "Онлайн Патент" Алины Акиншиной, это "тролли", которые действуют в различных сегментах непродуктового ритейла.
Среди известных компаний, подавших заявки на регистрацию товарных знаков, можно отметить западных производителей премиум-класса, таких как Rolex SA, Richemont International SA (владеющий брендами Cartier, Vacheron Constantin, Piaget, Van Cleef & Arpels, Montblanc). Эти бренды вынуждены были покинуть российский рынок после введения западных санкций в 2022 году.
Крупные российские ювелирные бренды практически не регистрируют свои товарные знаки. Например, компания Sokolov сообщила, что не подавала заявок на регистрацию в текущем году. По словам Алины Акиншиной, для местных компаний это редкость из-за меньшего числа участников на рынке и, как следствие, низкого риска нарушения прав.
Ушедшие из России компании продолжают спорить с местными брендами по поводу использования своих товарных знаков. Например, Cartier ведет судебные разбирательства с Sunlight из-за продажи товаров, похожих на их коллекции, включая известные браслеты "гвозди" (Juste Un Clou). Общий рост рынка может подтолкнуть местные компании к более активной регистрации товарных знаков. По данным Росстата, объем продаж ювелирных изделий в России продолжает увеличиваться.
Динамика цен на ювелирные изделия и бижутерию в 2025 году
Однако этот тенденция связана скорее с увеличением стоимости, а не объемом продаж. По информации от оператора фискальных данных «Платформа ОФД», средний платеж за покупки украшений и бижутерии в первой половине текущего года составил 9,2 тыс. рублей, что на 7% превышает уровень предыдущего года. Общее количество сделок в то же время сократилось на 5%. Онлайн-продажи поддерживают оборот, сокращая покупки в розничных магазинах. На площадках продаж украшений растут: на Wildberries за полгода оборот увеличился на 63%, а на Ozon за тот же период спрос на украшения увеличился в полтора раза, сообщили представители платформы.