Растущий спрос на торговые площади в Москве
Отчет за первый квартал 2025 показал увеличение ввода торговых площадей в Москве вдвое по сравнению с аналогичным периодом в 2024 году, однако доля свободных площадей несколько снизилась. Эксперты считают, что небольшие торговые центры быстро заполняются, в то время как крупные объекты не так востребованы арендаторами.
С января по март 2025 года объем новых торговых центров в Москве увеличился до 79 тыс. кв. м, что в два раза больше, чем годом ранее, согласно CORE.XP. Компания IBC Real Estate также зафиксировала увеличение объема строительства торгцентров вдвое, до 69 тыс. кв. м.
Этот рост обусловлен запуском объектов, чьи сроки были неоднократно перенесены, а также запуском крупных торговых центров, сообщает Екатерина Ногай из IBC Real Estate.
В целом за 2025 год планируется ввод около 391,4 тыс. кв. м торговой недвижимости, что втрое больше, чем в 2024 году, определила Евгения Хакбердиева из NF Group. Однако некоторая часть этого объема, вероятно, будет перенесена на следующий год.
Доля свободных площадей в торговых центрах к концу первого квартала 2025 года снизилась на 1,8 процентного пункта по сравнению с прошлым годом, составив 4,7%, по оценкам CORE.XP. Прогнозируется, что этот показатель останется примерно на том же уровне к концу 2025 года.
Несмотря на снижение, это не означает восстановление спроса на торговые площади. По мнению Евгении Прилуцкой из CORE.XP, высокая вакансия год назад была вызвана уходом крупных международных брендов, но теперь российские марки частично заполнили это пространство, снизив уровень вакансии.
Торговые пространства: текущая ситуация
Растущий поглощение не увеличивает долю доступных мест: свежие здания занимают малую часть в общем объеме торговых помещений и быстро заполняются из-за небольшого размера, отмечает заместитель-президент Союза торговых центров Павел Люлин.
Сегодняшняя площадь торгового центра составляет от 10 до 16 тыс. кв. м – таким объектам достаточно нескольких ключевых арендаторов для привлечения необходимого потока посетителей, считает старший эксперт консалтинговой компании CMWP Андрей Шувалов.
Владельцы малых торговых центров готовы заключать гибкие соглашения с операторами, чтобы заполнить свои пространства, отмечает Павел Люлин. Однако, по словам господина Шувалова, в таких зданиях отсутствуют модные ритейлеры, которые создают привлекательную атмосферу для покупок в крупных торговых центрах.
Тем не менее, процесс заполнения больших торговых площадей продолжает вызывать затруднения. По словам Евгении Прилуцкой, новому зданию требуется около двух лет, чтобы достичь практически полной заполненности: сложная экономическая ситуация и рост онлайн-торговли замедляют процесс аренды площадей. Кроме того, местные ритейлеры уже прошли пик активности и начинают снижать темпы расширения, поясняет Екатерина Ногай. К концу 2025 года, как подсчитали в CMWP, на российском рынке появится на 57% меньше новых брендов, чем в 2024 году, общее число сократится до 22 компаний, преимущественно отечественных.