Изменения в налоговом режиме
Большинство продавцов на маркетплейсах использует упрощённую систему налогообложения. Министерство финансов подготовило закон, включающий изменения в налоговой системе:
- Останутся только 6% и 15% налоговая ставка. УСН «доходы» и УСН «доходы минус расходы» будут отменены.
- Предприниматели с упрощёнкой будут платить НДС по дифференцированным ставкам в случае, если годовой доход выше 60 миллионов рублей. При доходе до 250 миллионов ставка будет 5% без права на получение вычета. А при доходе в 450 миллионов ставка НДС вырастает до 7%.
- Упрощённой налоговой системой можно будет пользоваться при доходе до 450 миллионов рублей, количестве сотрудников до 130, размере основных средств до 200 миллионов.
- Увеличатся размеры платежей за обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Изменения в УСН и НДС при экспорте
С начала 2025 года продавцы должны будут сдавать отчётность о продажах за границу.
Предприниматели с УСН, получившие доход в прошлом году более 60 миллионов рублей, должны будут уплачивать НДС или переходить на ОСНО. Это правило распространяется и на продавцов на маркетплейсах.
И, если при этом товары продаются за рубеж, вести учёт станет сложнее, так как нужно будет выставлять покупателям УПД-1 или оформлять счета-фактуры. Также селлер должен будет подавать декларацию и высылать информацию в статистику таможни.
Если вовремя не отчитаться, продавец получает штраф от государства. Поэтому маркетплейс в таком случае выступает как продавец, выкупая позиции и продавая за пределы страны. Значит продавцы выставляют УПД-1, счёт-фактуры площадкам, а маркетплейсы подают декларации по экспорту.
Разработка закона для маркетплейсов
Ещё в прошлом году стало известно, что Кабмин совместно с ФАС, Минпромторгом и Роспотребнадзором разрабатывает закон, регулирующий отношения между маркетплейсами, покупателями и пунктами выдачи. Дело в том, что маркетплейс – это не магазин, а всего лишь представитель продавца, а значит, электронная площадка не должна нести его обязанности, ведь отношения маркетплейса с покупателями носят иной характер.
Известно, например, что в нововведении планируется обязать маркетплейсы контролировать то, какую информацию о товаре публикует продавец. Также появятся единые требования для всех онлайн-магазинов, будет запрещена продажа несертифицированных товаров.
Электронные площадки смогут изменять условия договора с селлерами раз в 3 месяца, при этом не станут нести ответственность за нарушения продавцами интеллектуальных прав. Начнёт работать правило о досудебном решении споров между продавцами и маркетплейсами.
Закон предназначен повысить конкуренцию между электронными площадками и улучшить качество товаров. Риском при этом может стать увеличение цен, обоснованное усложнением работы.
Инспекция для контроля работы маркетплейсов с малым бизнесом
Ассоциация участников рынка электронной коммерции также планирует создать общественную инспекцию для контроля над отношениями между электронными площадками и малым бизнесом.
Инспекция должна будет собирать и обрабатывать жалобы продавцов и покупателей на маркетплейсы для экспертной оценки и контроля решения проблемы чиновниками.
Планируется также проведение общественных обсуждений трудностей взаимодействия малого бизнеса с электронными площадками.
Законопроект о приоритете российских товаров на маркетплейсах
Депутатами Государственной думы внесён законопроект, предлагающий сделать обязательным приоритетный показ российских товаров на маркетплейсах.
Согласно нововведению, электронные площадки могут быть обязаны среди первых 15 позиций в каталогах и по результатам поиска показывать то, что произведено в России.
Авторы проекта полагают, что это требование поможет поддержать отечественных производителей, стимулирует российскую промышленность, повысит конкурентоспособность российских товаров и вероятность выхода на мировой рынок. Как следствие, вырастет занятость населения и налоговые отчисления в бюджет РФ.
Для покупателя, по словам инициаторов изменений, это повысит уникальность предложения и позволит сделать вклад в будущее России.