Производители мебели стремятся к договору с маркетплейсами
Производители мебели пытаются достичь коллективного соглашения с онлайн-площадками, устанавливающего условия продажи своей продукции. Предприятия отрасли жалуются на отсутствие возмещения ущерба при доставке и односторонние предложения крупнейших площадок. В настоящее время треть продаж мебели приходится на маркетплейсы, и к 2026 году эта доля может вырасти до 40%.
Ассоциация предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России (АМДПР) сообщила, что компании планируют создать рабочую группу для разработки совместного договора с маркетплейсами. Они уже предложили сотрудничество Ozon, «Яндекс Маркету» и «Мегамаркету».
По данным АМДПР, продажи мебели через маркетплейсы составляют более 30%, что в денежном выражении составляет около 100–150 млрд руб. К 2026 году доля маркетплейсов может достигнуть 40%, по прогнозам ассоциации. Главным образом, мебель на онлайн-площадках продают в низком ценовом сегменте.
Президент АМДПР Александр Шестаков отметил, что условия работы на маркетплейсах часто не прозрачны, что создает высокие риски для производителей. Руководитель департамента по работе с маркетплейсами компании Lazurit Оксана Смагина добавляет, что сейчас онлайн-торговля приносит компании не менее 2% выручки.
По словам господина Шестакова, без регулирования из рынка могут уйти до 15% малых производителей мебели. Cпециалисты отмечают, что продвижение дополнительных мер регулирования маркетплейсов усложнено их влиянием на регуляторные процессы.
Онлайн-площадки и равные условия для продавцов
В Ozon, «Яндекс Маркете» и «Мегамаркете», а также Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) на запрос не ответили.
Важно учитывать, что интернет-площадка — это обширная платформа с едиными правилами, обеспечивающими равные условия для широкого круга продавцов, отмечает директор по развитию товарного предложения маркетплейса «Лемана ПРО» Александр Абрамов. По его мнению, создание отдельных рабочих групп или специальных условий под конкретные товарные категории может значительно усложнить операционные процессы и повлиять на управляемость системы в целом.
Маркетплейс уже несет ответственность перед продавцом в соответствии с нормами федерального законодательства, если происходит порча или утрата чужого имущества по их вине, утверждает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Недостаточная защита продавцов связана, скорее, с условиями выполнения обязательств со стороны маркетплейсов, на которые они не могут повлиять, включая порядок и сроки обработки платежей за проданные товары, подчеркивает старший юрист практики международного коммерческого права «Меллинг, Войтишкин и партнеры» Денис Ежов.