Металлоперевозки уходят с рельсов: автомобильный транспорт догоняет по доле рынка

Металлоперевозки уходят с рельсов: автомобильный транспорт догоняет по доле рынка

Бизнес
044
Рефинанс

Перемещение Металлопродукции с Железной Дороги на Автотранспорт

Перевозка металлопродукции смещается с железной дороги на автомобильный транспорт. По результатам пяти месяцев года их доли практически сравнялись, тогда как в 2018 году на железную дорогу приходилось 75% отгрузок. Участники рынка и специалисты указывают на логистические проблемы, высокие тарифы ОАО РЖД, а также преимущества автотранспорта в гибкости и оперативности. В ОАО РЖД снижение погрузки черных металлов объясняют снижением спроса на внутреннем рынке, прежде всего со стороны строительного сектора, что приводит к сокращению производственных программ металлургов.

Отгрузки металлопродукции по железной дороге в марте сократились на 4,5% в месячном сравнении и на 24% — в годовом, а доля железнодорожных перевозок сократилась до 51%, подсчитали в Центре экономического прогнозирования (ЦЭП) Газпромбанка. Как отмечают аналитики, в 2018 году на железнодорожный транспорт приходилось 75% перевозок металлопродукции, по итогам 2024 года показатель снизился до 59%.

По словам старшего аналитика ЦЭП Газпромбанка Александра Коробко, основная причина ухода металлургов с железнодорожного транспорта — непредсказуемость сроков доставки и высокая стоимость. При перевозке стального проката и полуфабрикатов в полувагонах цена доставки за тонну в среднем на 20–30% выше, чем автотранспортом, уточняет он. В NEFT Research подтверждают, что в мае металлургические предприятия снизили объемы экспортных и внутренних поставок стальной продукции через сеть ОАО РЖД и наблюдается устойчивый рост объемов автомобильных грузоперевозок.

В ОАО РЖД напомнили, что погрузка черных металлов на сети за пять месяцев составила 22,6 млн тонн, сократившись на 16%. Снижение погрузки в компании объясняют снижением спроса на внутреннем рынке, прежде всего со стороны строительного сектора (см. также текст на стр. 9), что вынуждает ключевых отечественных металлургов сокращать производственные программы. Так, сообщили в ОАО РЖД, отгрузки черных металлов во внутрироссийском сообщении снизились на 24,5%, до 13,9 млн тонн, в экспортном — выросли на 2,3%, до 8,7 млн тонн. На 2% увеличилась и перевозка черных металлов в контейнерах — до 71,1 тыс. TEU, или 2,1 млн тонн. В мае погрузка черных металлов сократилась на 22,4%, до 4,3 млн тонн, отправка в контейнерах выросла на 16%, до 15,6 тыс. TEU (466 тыс. тонн).

В NEFT Research отмечают, что автотранспорт обеспечивает более гибкую и оперативную доставку, особенно на коротких и средних дистанциях (до 1 тыс. км). В отличие от железной дороги, которая доставляет груз только до станции, автомобильный транспорт позволяет осуществлять доставку «до двери», что особенно важно для труб, арматуры и проката. Кроме того, автотранспорт незаменим при перевозке малых партий в труднодоступные регионы, не имеющие железнодорожного сообщения, указывают эксперты. Дополнительными драйверами роста автомобильных перевозок, считают они, стали проблемы железнодорожной логистики: дефицит вагонов, рост тарифов ОАО РЖД и задержки на пограничных переходах. Особенно заметен переход на автотранспорт при экспорте в страны СНГ и на Ближний Восток, где автоперевозки занимают значительную долю, добавляют в NEFT Research. Опрошенные металлургические компании от комментариев отказались.

Собеседник на рынке металлопродукции говорит, что за неполную первую половину года у крупных металлургических предприятий доля автоперевозок в общем объеме увеличилась на 5–10 процентных пунктов, до 15%. По его словам, это связано с высокими тарифами, проблемой порожних вагонов и отказами со стороны ОАО РЖД при заявках на провоз груза на длинное плечо. По словам другого собеседника в отрасли, автотранспорт становится решением для внутренних поставок. Источник на рынке перевозок металлопродукции также связывает рост доли отгрузок черных металлов автотранспортом с проблемами в графике подачи вагонов под погрузку и вывоза порожних. «В результате, несмотря на рост скорости движения на сети ОАО РЖД, растут простои, что держит оборот полувагона на 3% выше прошлого года (20,1 суток в апреле)»,— указывает он. Как отмечает собеседник , темпы падения погрузки на железной дороге в январе—мае заметно выше, чем снижение производства чугуна и стали за аналогичный период, что свидетельствует о перетоке груза на автотранспорт. По данным корпорации «Чермет», в январе—мае производство чугуна в РФ выросло на 0,3% год к году, до 21,7 млн тонн, выплавка стали сократилась на 5,2%, до 29,1 млн тонн.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Льготные кредиты для бизнеса. Экономия до 32%. Работаем без предоплаты.
Получить предложение

Снижение погрузки металлопродукции: взгляд экспертов

В июне участники сектора ожидают уменьшения объемов погрузки металлопродукции в общем. По мнению инсайдера на рынке транспортировки чугуна и стали, к этому способствуют падение внутреннего спроса, а также сохраняющаяся неблагоприятная ситуация с продажами на внешних рынках.

В ОАО РЖД отметили, что с целью привлечения дополнительных грузовых объемов были уменьшены тарифы на перегрузку и хранение на складских площадках организации на 10-18%. Также металлургам были предложены скидки на тарифы в обмен на обязательные объемы грузоперевозок. "Предложения находятся на стадии детального изучения", — добавили в организации.

Читайте также
Новости
Костин: Доллар - более мощное оружие, чем ядерное
Глава ВТБ Андрей Костин заявил, что доллар США является более мощным геополитическим оружием, чем ядерное. Он отметил готовность США использовать доллар для давления на другие страны и подчеркнул тенденцию к дедолларизации мировой экономики, упомянув снижение доли доллара в международных резервах до 30-летнего минимума.
12 декабря
06
Новости
Число регионов России с зарплатой выше 100 тысяч рублей возросло до 13
Зарплаты в российских регионах. В России выросло число регионов с зарплатой от 100 тысяч рублей.
12 декабря
08
Новости
«Министр труда: Сокращение рабочего дня в России нецелесообразно»
Полный рабочий день без сокращений. Минтруд прокомментировал идею о сокращении рабочего дня в России.
12 декабря
07