Увеличение судебных дел между Metro и контрагентами
У сети продуктов Metro значительно выросло количество поданных исков к своим партнерам в сфере общепита и гостиничного бизнеса. Представителям малого и среднего бизнеса все сложнее вести дела из-за уменьшения прибыльности бизнеса из-за повышения производственных расходов и удорожания заемных средств.
В 2025 году количество судебных исков, поданных ООО "Метро Кэш энд Керри", росло практически в 5 раз, согласно данным СПАРК. По последним данным, компания подала более 320 исков на общую сумму 121 млн рублей, в сравнении с 66 заявлениями за весь 2024 год. Большинство дел связаны с выполнением условий договоров по поставкам товаров предпринимателям малого и среднего бизнеса, на которые приходится основная часть B2B-продаж Metro.
По словам пресс-службы российского подразделения Metro, увеличение числа судебных исков не связано с изменением политики компании, а с системным подходом к управлению дебиторской задолженностью для своевременного возврата долгов и поддержания финансовой дисциплины. "Это стандартная часть операционных процессов крупной B2B-компании", - подчеркивают в компании.
Резкое увеличение количества судебных исков со стороны сети Metro является отражением общей ситуации на рынках потребления и дистрибуции, где крупные участники вынуждены более активно защищать свои интересы в суде, отмечает генеральный директор Atomic Capital Александр Зайцев. По его мнению, давление на партнеров, особенно на представителей малого и среднего бизнеса, значительно увеличилось за последние полтора года.
Падение прибыльности розничных продаж, ограниченный доступ к оборотному капиталу из-за высоких процентных ставок по кредитам, а также увеличение сроков оборачиваемости дебиторской задолженности - все это объясняет господин Зайцев.
Негативное влияние на малый и средний бизнес оказывают и другие факторы, такие как кассовые разрывы, рост производственных расходов, дефицит квалифицированных кадров и удорожание логистики, по словам руководителя Института развития предпринимательства и экономики Артура Гафарова. В такой обстановке часть компаний не может выдерживать финансовых нагрузок, что приводит к увеличению судебных разбирательств, добавляет г-н Зайцев.
Развитие мультиканальной модели оптового бизнеса компании Metro
Для Metro важным аспектом является сотрудничество с корпоративными клиентами. В июле 2025 года, анализируя результаты продаж в третьем квартале, в Metro отмечали, что компания будет продолжать развивать свою мультиканальную модель оптового бизнеса, сосредотачиваясь на профессиональных клиентах из сектора HoReCa, которые являются основным двигателем роста продаж. В настоящее время компания Metro остается ведущим поставщиком для ресторанного дела и активно расширяет свою деятельность в сфере магазинов «у дома», как сообщили в компании.
В сложившихся обстоятельствах для Metro, продолжающего активно предоставлять отсрочку платежей своим B2B-клиентам, критически важно проводить системную работу по контролю за дебиторской задолженностью, подчеркивает генеральный директор компании "Infoline-Аналитики" - Михаил Бурмистров. Увеличение числа исков не принесет компании репутационных рисков, наоборот, такая мера способствует улучшению платежной дисциплины и способствует укреплению долгосрочных отношений с партнерами, по его мнению.