Международный суд ООН: обязательства государств в борьбе с изменением климата
Международный суд ООН, 23 июля, вынес консультативное заключение относительно обязательств государств в сфере изменения климата. Суд признал, что договоры обязательны к исполнению, а несут обязательный характер. Таким образом, климатическая повестка вышла на международный уровень. На предварительных слушаниях Россия вместе с 96 странами выступала против установления обязывающих решений по климату. Суд ООН не согласился с такой позицией. По мнению экспертов, решение суда даст возможность предъявления претензий странам, не выполняющим свои обязательства. Однако возникает риск возможных судебных разбирательств между странами, вместо совместных действий по климату.
Международный суд ООН в Гааге заключил, что все договоры в области климата устанавливают строгие обязательства для участников Рамочной конвенции об изменении климата. Члены конвенции имеют право воздействовать на страны, не выполняющие свои обязательства по климату.
Суд констатировал, что договоры о климате обязательны, суд осталось вовсе того, что договоры обязательны, а несут обязательный характер.
Государства должны предотвращать вред окружающей среде, адаптироваться к изменениям климата и соблюдать национальные климатические обязательства. Эти требования относятся ко всем странам. В случае нарушения обязательств, государства должны прекратить нарушения и возместить ущерб.
Международный суд ООН является главным судебным органом ООН, который разрешает споры между государствами и разрабатывает консультативные заключения. Решения суда окончательны и не подлежат апелляции, но носят рекомендательный характер. Если страна не выполняет решение суда, другая сторона может обратиться в Совет Безопасности ООН.
Рассмотрение "климатического дела" началось после обращения Вануату с поддержкой более 130 стран.
Международное решение по климату и его последствия
В марте 2023 года Генассамблея ООН приняла резолюцию 77–276 и призвала Международный суд ООН вынести консультативное заключение по данному вопросу. После слушаний в декабре 2024 года с участием 96 стран и 11 международных организаций.
Россия принимала участие в слушаниях и была против установления обязывающих решений по изменению климата. Глава правового департамента МИД РФ Максим Мусихин заявил, что консультативное заключение не должно добавлять новые обязательства. Он также отметил, что санкции вредят окружающей среде и нарушают международное сотрудничество, подчеркнув, что обязательства по изменению климата уже определены в специализированных договорах РКИК.
Однако суд не поддержал такой подход, и принятие документа изменило правовое положение в отношении климатической политики, повысив ее глобальный статус. Эксперт Международного центра устойчивого энергетического развития Михаил Юлкин отметил, что хоть нет механизмов принудительного выполнения решения суда, новый документ определит правовые последствия для стран, нарушающих климатическую повестку, позволяя оспаривать отсутствие климатического законодательства, целей и механизмов регулирования выбросов.
Тем не менее, есть риск возникновения взаимных исков между странами, замедляющих коллективное усилие по сокращению негативного воздействия на климат. Эксперт предупреждает о возможных последствиях таких действий, включая изоляцию от международных инвестиций и торговли.