Минэкономики предлагает новые правила владения акциями через трасты для косвенных участников ЭЗО
Министерство экономического развития предлагает установить специальный порядок определения доли косвенных участников экономически значимых организаций (ЭЗО), которые структурировали свое владение через иностранные трасты и личные фонды, не являясь контролирующими лицами. Риски невозможности определения доли поднимают вопрос о привлечении к административной ответственности таких участников. Предложенный законопроект устанавливает трехступенчатый порядок определения доли в таких случаях.
Изменения в закон об ЭЗО, разработанные Минэкономики, направлены на решение проблемы определения доли косвенных участников в компаниях критических отраслей, где уровень участия российских бенефициаров через иностранные холдинговые компании превышает 50%. Механизм предполагает возврат корпоративных прав управления российским судам для управления компаниями после санкций. Перечень ЭЗО включает 20 организаций. Суды ранее приостанавливали права кипрской Demanor и нидерландской X5.
Текущий механизм не позволяет точно определить долю участников, бенефициаров или учредителей иностранных трастов и фондов, если они не контролируют структуры в соответствии с налоговым законодательством. Одной из проблем является структурирование владения акциями через дискреционные трасты без фиксации долей. Это может привести к невозможности вступить в прямое владение долями в ЭЗО и представлять основание для административной ответственности.
Предложенный порядок позволяет определить долю в случае отсутствия возражений доверительного управляющего. При невозможности этого, доли распределяются исходя из вклада каждого участника. При спорах по распределению долей возможно обращение в суд.
Законопроект дополняет существующий механизм определения долей для косвенных участников ЭЗО и направлен на защиту прав бенефициаров. Предложение разработано по инициативе РСПП.
Эксперты отмечают, что законопроект может упростить реализацию закона об ЭЗО, облегчив ситуацию для компаний, осуществляющих управление активами через трасты. Трастовое владение популярно из-за налоговых и правовых преимуществ, обеспечивая защиту владения и возможность управлять доходами из траста.
Законопроект об упрощении вступления в прямое владение ЭЗО
По мнению Натальи Кузнецовой, законопроект имеет потенциал упростить процесс вступления в прямое владение для лиц, управляющих ЭЗО через трасты. Однако она отмечает, что существуют некоторые вопросы относительно механизма осуществления этого процесса. Например, необходимо получить письменное заключение доверительного управляющего о расчете доли по различным вариантам, таким как право на активы или объем вклада. Это может быть затруднительно, если доверительный управляющий отказывается сотрудничать.