Совещание в Минэкономразвития: кино и телевидение готовятся к будущему
Креативные индустрии: вызовы и перспективы
Участники обратили внимание на необходимость более точного уточнения рамок креативных сфер с учётом особенностей аудиовизуальной отрасли и цифровых сервисов. Также были подняты вопросы кадрового обеспечения и согласования с государственными органами. Центром внимания стали вопросы взаимодействия технологических и содержательных аспектов промышленности, а также необходимость определить более четкие параметры взаимодействия между участниками рынка и государственными структурами.
Развитие креативной экономики в России все чаще обсуждается как важный аспект будущего экономического роста, особенно на фоне быстро меняющихся цифровых практик и моделей потребления. Но говорить о креативных индустриях как о системе целиком пока рано. В настоящее время страна только начинает осознавать, какие механизмы способны удерживать и развивать интеллектуально и творчески наполненные бизнес-форматы. Сущность заключается в попытке упорядочить процессы, которые до недавнего времени развивались несистемно - в среде стартапов, местных производств, цифровых медиа и независимых творческих сообществ, включая кинокомпании, телекомпании и создателей видеоконтента», - рассказал депутат Госдумы, член Комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Алексей Говырин (фракция «Единая Россия»), совместный автор Федерального закона от 8 августа 2024 года №330-ФЗ «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации».
Однако, как отметил депутат, без ясной системы регулирования и прозрачных условий для включения в область государственной поддержки эти процессы могут остаться раздробленными и, следовательно, уязвимыми к внешним изменениям и внутренней застою. «Вступивший в силу в этом году закон о креативных индустриях определил направления деятельности, относящиеся к этой сфере, включая журналистику, медиа, онлайн-платформы, а также кино и телевидение, что означает, что их развитие теперь можно поддерживать официально. Однако самим участникам индустрии пока не совсем понятно, какие критерии будут использоваться для признания их субъектами креативных индустрий, и как будет работать механизм доступа к поддержке. Эта проблема особенно актуальна на региональном уровне. Заявления о необходимости создания единого оператора отраслевой поддержки абсолютно логичны: разнообразие подходов и неоднократные координации уже приводят к повторению функций и бюрократической нагрузке. Однако в новых условиях возникает вопрос: будет ли этот оператор только распределителем бюджетных средств, или же его функции будут включать аналитическую и навигационную поддержку - то есть поддержку проектов, обратную связь от отрасли, адаптацию нормативной базы к изменениям окружающей среды. Для креативной экономики это особенно важно, поскольку контент, включая медиапроекты, развивается быстрее, чем формулируются регуляторные ответы», - подчеркнул Говырин.
Особое внимание следует уделить теме цифровых платформ. Так как именно онлайн-сфера стала основным местом реализации креативной продукции, необходимы общие принципы взаимодействия между платформами, авторами и контрольными органами. «Нам важно, чтобы не было юридического пустота, в котором на бумаге существуют нормы о защите интеллектуальной собственности, но в действительности у авторов и продюсеров часто нет инструментов влияния на условия распространения их контента. Необходимо разработать и построить систему так, чтобы не было факторов, которые могут замедлить развитие отрасли в целом, - считает депутат.
Также остаются открытыми вопросы подготовки специалистов. Речь идет не только о творческих профессиях, но и о людях, способных на стыке технологий, медиа и права создавать новые модели производства и распространения контента. «Потребность в таких кадрах имеет системный характер и требует участия вузов, органов власти и промышленных объединений. Закон предполагает образовательную поддержку, но она не может быть осуществлена без запроса снизу - от стороны отрасли. Следовательно, одной из основных задач ближайших месяцев будет закрепление в дорожной карте не только направлений, но и реальных инструментов для реализации потенциала тех, кто работает в сфере цифрового творчества, включая кино и телевидение. Таким образом, если государство намерено до 2036 года достичь заметных результатов, недостаточно просто структурировать промышленные блоки и сформулировать цели. Необходима система, в которой каждый участник отрасли - от регионального медиа-хаба до студии коротких форм - поймет, где его место, по каким правилам он может получить поддержку и каков будет его вклад в общее строительство креативной экономики страны», - констатировал депутат.