Предложения Минэнерго и генкомпаний по модернизации ТЭС
Согласно информации, Министерство энергетики предлагает отводить 5 ГВт на проекты обновления ТЭС с российскими газовыми турбинами до 2031 года. Для обычных проектов модернизации на 2029–2031 годы предусмотрена квота в 4 ГВт. Однако крупные энергетические компании требуют изменений: увеличения квоты на газовые турбины до 6,6 ГВт, снятия ограничений на общие капиталовложения и продления программы до 2042 года. Промышленность считает, что инициативы компаний нуждаются в оценке для выявления их ценовых последствий.
По информации источников, Минэнерго предлагает выделить 5 ГВт на строительство новых блоков с российским оборудованием к 2031 году в рамках отбора проектов. Стандартная квота в 4 ГВт предусмотрена на общие проекты до 2029–2031 годов. Официального подтверждения от Минэнерго пока нет.
Правительство планирует резервировать отдельную квоту для проектов с газовым оборудованием в рамках обновления мощностей. Инвесторы получат возможность окупить энергоблоки с помощью надбавки на рынке, которую оплачивают компании. Основные участники программы – предприятия ОДК "Ростеха" и "Силовые машины".
Ассоциация Совет производителей энергии обратилась к Минэнерго с просьбой пересмотреть условия отбора. Крупные компании предлагают увеличить квоту на газовые турбины до 6,6 ГВт до 2029–2030 годов. Некоторые компании считают отбор по газовым турбинам нецелесообразным.
Совет производителей энергии предлагает сохранить квоту в 4 ГВт для модернизации ТЭС и перераспределить неиспользованную квоту 2028 года на 2030 и 2031 годы. Они также просят продлить программу до 2042 года.
Генерирующие компании предлагают убрать контроль за общими капиталовложениями, но сохранить предельные ограничения для каждого этапа проекта. По их мнению, текущая оценка затрат устарела и не учитывает реальной инфляции на строительные работы.
Энергетика: новые требования и перспективы развития
Также СПЭ просит разрешить генкомпаниям вводить модернизированные ТЭС раньше заявленных сроков поставки и увеличивать объем мощности: до 20% для уже прошедших отборов проектов и до 10% для планируемых отборов. Кроме того, предлагается дать поставщику право консервировать турбины, которые должны быть выведены из эксплуатации при модернизации. По мнению ассоциации, мера может быть эффективна из-за возникших энергодефицитов, ошибок в планировании и форс-мажоров. Если такое оборудование включится в сеть, поставщику компенсируются затраты, понесенные за время консервации. Также СПЭ в будущем предлагает не распространять требования по локализации на паровые или газовые турбины с генератором, если они куплены в РФ до 2019 года.
В «Системном операторе» (диспетчер единой энергосистемы) сообщили, что залповый отбор для проектов с ГТУ, перенос неиспользованной квоты на 2030–2031 годы и снижение требований по локализации паровых турбин возможны только при внесении изменений в правила оптового энергорынка. В «Совете рынка» (регулятор энергорынков) отметили, что исключение или снижение требований по локализации могло бы обеспечить необходимые объемы оборудования и достаточный уровень конкуренции. «В то же время определение требований по локализации оборудования — часть политики государства, направленной на развитие отечественного энергомашиностроения»,— говорят там. Продление программы после 2031 года уже обсуждалось, и «Совет рынка» не против такого решения, если будут определены целевые значения, согласованные с возможностями энергомашиностроения, добавили в организации.
В «Силовых машинах» сообщили, что оптимальным будет проведение отбора проектов в объеме не менее 5 ГВт для отечественных газовых турбин с вводами в 2029, 2030, 2031 годах. «Сохранение требований по локализации при производстве паровых и газовых турбин, несмотря на проблемы со срывом поставок заготовок отечественными поставщиками, будет способствовать обеспечению технологического суверенитета»,— считают там. В «Ростехе» заявили, что исходя из производственных возможностей считают необходимым обеспечить долгосрочный гарантированный спрос на турбины не до 2031 года, а до 2042 года. ОДК «Ростеха» собирается участвовать в проектах модернизации ТЭС, уточнили в компании. «Ведущим компаниям—операторам энергетического рынка, которые участвуют в отборе по квоте правительства, может быть поставлено оборудование для электростанций на базе двигателей ГТД-110М,— добавили в "Ростехе".— Сейчас ОДК готова осуществлять поставки турбины большой мощности в количестве двух единиц в год». В СПЭ отказались от комментариев, в «Эл-5 Энерго», ЛУКОЙЛе и ТГК-16 не ответили.
В «Сообществе потребителей энергии» (лобби крупных потребителей) полагают, что новая порция запросов поставщиков требует проверки обоснованности и оценки ценовых последствий. Так, промышленные потребители выступают против отмены ценового потолка для проектов модернизации, которое приведет к снижению эффективности проектов и неоправданному росту платежей. «Потребители также не поддерживают продление программы модернизации, поскольку сумма мощностей тепловой генерации, которая недавно построена, а также прошла или должна пройти модернизацию, в текущих программах составляет 103% мощности всех существующих оптовых ТЭС в энергосистеме»,— подчеркивают там.
Вадим Карле из Kept считает, что предложенные корректировки генкомпаний обоснованы с учетом потребности в поиске сбалансированного решения между необходимостью модернизации устаревающего оборудования и реальными возможностями отрасли в текущих условиях.
Татьяна Дятел, Анна Тыбинь