Ограничение доступа к информации о компаниях: эксперты обеспокоены
В процессе отбора компаний для скрытия информации по «контрсанкционным» причинам могут задействовать регуляторы отрасли — предложение Минфина о расширении списка закрытых данных уже доступно на regulation.gov.ru. Сбалансировать интересы эмитентов, находящихся под угрозой иностранных санкций, и инвесторов, нуждающихся в информации о компаниях для принятия инвестиционных решений, технически сложная задача. Минфин серьезно взвешивает рост числа юрлиц, использующих право на ограничение данных о себе, что создает препятствия для развития российского фондового рынка и противоречит стратегии расширения доступа для иностранных инвесторов. В ответ на данную тенденцию Минфин стремится совместно с отраслевыми ведомствами препятствовать незаслуженному применению «контрсанкционной вуали».
Возможно, профильные министерства получат обязанность в процессе предоставления компаниям права ограничения размещения некоторой информации о себе в публичных реестрах и информационных ресурсах бухгалтерской отчетности. Ранее компании могли обратиться напрямую в Минфин по этому вопросу, однако поправки предполагают вовлечение федеральных органов власти, ответственных за нормативное регулирование в соответствующих отраслях. Новая процедура предполагает формирование обоснованной позиции ведомства относительно необходимости сокрытия определенной информации, чтобы избежать возможных санкций.
Методика включает следующие шаги:
- После заявки от компании регулятор в течение 20 дней формирует свое заключение о включении в список и направляет его в Минфин.
- Исходя из мнения федерального органа, Минфин делает окончательное решение о включении в список и передает его правительству, а также профильному ведомству.
- После принятия решения правительством Минфин информирует об этом отраслевого регулятора в течение трех дней.
- Если федеральный орган не увидит оснований для включения компании в список, он информирует компанию об этом напрямую.
- Отказ в закрытии данных также может связываться с отсутствием информации от регулятора, в этом случае компания будет проинформирована о непринятии решения в течение пяти дней.
Власти впервые применили ограничения доступа к данным компаний еще во время «крымских» санкций 2014 года. Далее был создан список компаний, информация по которым исключалась из публичного доступа (см. от 7 декабря 2017 года), а затем было принято постановление, позволяющее скрыть данные от санкций пострадавшим компаниям и банкам (см. от 11 апреля 2019 года). Вместе с этим был введен режим «черного ящика» для государственных компаний, чтобы избежать вторичных санкций на их контрагентов. С ужесточением санкций после военных действий на Украине в 2022 году власти расширили возможности ограничения данных, включив в список лиц, которые могут стать объектами санкций в будущем (см. от 21 февраля 2025 года).
Однако Минфин начал беспокоиться о потенциальном злоупотреблении компаниями правом на скрытие информации в свете расширения «контрсанкционной вуали». Летом 2022 года были ужесточены требования к включению в список: компании должны подтвердить свой статус под санкциями через заявление в министерство, а при удалении ограничений заново разгласить свои данные (см. от 25 июля 2022 года). Ученые выразили опасения по поводу ограничения доступа к информации об эмитентах, указывая на нарушение прав инвесторов (см. от 6 июля 2023 года).
Важность открытых данных для инвестиций
Значение публичной информации для стимулирования вкладов в российский фондовый рынок акцентировала руководитель ЦБ, Эльвира Набиуллина. Нет инвестиций без прозрачности," - подчеркивала она.
Долгие поиски компромисса на этом поприще нашли отражение в постановлении правительства от 2 июля 2023 года. Оно регламентировало право компаний хранить информацию о себе конфиденциальной, однако ограничило это право, включив в список лиц, имеющих к нему доступ, даже игроков из Крыма и подчиненных территорий. Расширились круги данных, подлежащих необязательной публикации. Аналитики не усмотрели в подправках путей урегулирования проблемы недостатка информации; скорее, изменения могли только повысить риск невыполнения санкций.
В феврале 2025 года Минфин предпринял решительные шаги в направлении ликвидации возможностей компаний скрывать сведения о себе, выразив намерение возобновить доступ к закрытой информации по мере необходимости.
Аналитики предполагают, что такие инициативы могут стать первыми шагами к возвращению российской экономики к нормальному функционированию на рынке. Эти последние изменения, по всей видимости, спланированы с учетом ранее объявленного расширения доступа иностранных инвесторов к российским рынкам. Потребность оценить потенциал своих инвестиций столкнется с непроницаемостью информации, что может оттолкнуть даже самых решительных инвесторов от российских активов.