Усиление контроля за строительством с использованием бюджетных средств
Государственные власти расширяют реестр объектов строительства, финансируемых из бюджета, для улучшения мониторинга хода работ в режиме реального времени. Минфин представил проект постановления, направленный на повышение эффективности бюджетных вложений. Этот подход продолжает усиление контроля в сфере государственного строительства и борьбу с накоплением незавершенных объектов.
С 2024 года правительство начало новый этап контроля над капитальными вложениями, отказавшись от прежней инвестиционной программы в пользу реестра капитального строительства, финансируемого из бюджета. Реестр синхронизирован с системой мониторинга, позволяющей выявлять риски и реагировать на них в режиме реального времени.
Предложение Минфина нацелено на мониторинг как объектов, включенных в реестр, так и тех, которые отсутствуют в нем, но строятся за счет средств из федерального бюджета. Бюджетные органы ведут базу данных в системе "Электронный бюджет" обо всех таких объектах с целью контроля их финансирования.
Согласно Бюджетному кодексу, реестр не включает железнодорожные и туристические объекты, а также объекты автодорог и недвижимости, строящиеся по договору лизинга за счет бюджетных средств. Однако с 2026 года эти объекты должны быть включены в реестр. Мониторинг расширяется для всех объектов, даже если они не включены в реестр.
Минфин отмечает, что цифровизация управления капитальными вложениями продолжается. Даже объекты, не включенные в реестр, будут подвергаться мониторингу. Общий объем федеральных инвестиций в государственные проекты в 2025-2027 годах оценивается в 3,2 трлн рублей, из которых 10% приходится на объекты, не включенные в реестр.
Эффективное управление бюджетными инвестициями: роль мониторинга и инвентаризации
Отметим, что расширение контроля для повышения эффективности управления бюджетными инвестициями вписывается в общий процесс оптимизации в сфере строительства за счет государственных средств. В течение последних лет власти активизировали работу с долгостроями. После проведенной инвентаризации зданий, которые не были завершены, был создан отдельный реестр. Объекты, включенные в этот реестр, должны либо быть завершены, либо законсервированы, либо списаны.
Директор научно-исследовательского центра пространственного анализа и региональной диагностики ИПЭИ РАНХиГС Дмитрий Землянский отмечает, что ведение Реестра объектов капитального строительства позволяет оперативно контролировать ситуацию с крупными строительными объектами: отслеживать изменения их стоимости, сдвиги в сроках завершения строительства, что помогает предотвращать появление множества незавершенных объектов и долгостроев. Эксперт назвал предложение Министерства финансов важным, говоря, что необходимость согласования бюджетных инвестиций и инвестиционных программ естественных монополий, таких как РЖД, рассматривалась задолго до этого.