Минфин смягчает компенсации нефтяникам для сдерживания цен на топливо

Новости
02
Рефинанс

Минфин готов смягчить правила выплат нефтяникам

Министерство финансов выразило готовность упростить условия компенсаций для нефтедобывающих компаний за сохранение оптовых цен на топливо внутри страны ниже уровня экспортных цен (так называемый демпфер). По новым предложениям ведомства, предельно допустимое отклонение цен на топливо, при котором компании могут получить компенсацию, увеличится на 10 пунктов. Теперь разрешенные отклонения от биржевых котировок составят до 20% для бензина и до 30% для дизельного топлива по сравнению с установленными государством исходными индикативными ценами.
95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Выгодный кредит без дополнительных комиссий
Оформить кредит

Демпфер и биржевые котировки: последствия и мнения экспертов

Сейчас возможные отклонения составляют 10 и 20%, соответственно. И по действующим пока условиям нефтяники не должны получить компенсации за август и сентябрь (по итогам 15 дней месяца). По-видимому, предлагаемые изменения будут приняты задним числом, с августа или сентября этого года. Именно за последний месяц лета биржевые котировки бензина АИ-92 (по нему считается демпфер для бензина) в среднем превысили прописанные сейчас в налоговом кодексе значения. Для получения демпфера за август достаточно было бы поднятие планки котировок на 5%, но уже в сентябре они выросли выше этой отсечки, поэтому речь идет об уровне 10%.

По действующим правилам демпфер обнуляется, если средняя цена за месяц марки АИ-92 на бирже превышает 66 495 рублей за тонну, а дизельного топлива (ДТ) - 68 640 рублей за тонну. Если планку повысят до 20 и 30%, то предельные значения составят 72 540 и 74 360 рублей соответственно. Сейчас АИ-92 стоит на бирже 73 144 рубля, то есть уже выше еще не принятого нового предельного уровня для получения демпфера. Но, по словам управляющего партнера NEFT Research Сергея Фролова, биржевые цены с конца сентября устойчиво начнут снижаться на фоне сезонного снижения спроса. Расширение границ для получения демпфера также внесет свой положительный вклад в нормализацию ситуации на рынке.

То есть если предлагаемые минфином меры примут с августа, то нефтяные компании не потеряют компенсации. Можно было бы сказать, что большинству жителей нашей страны едва ли есть дело до прибыли нефтяников, но если демпфер обнуляется, это ведет к росту цен на топливо сначала в опте, а потом в рознице.

По словам зампреда Комитета Госдумы по энергетике Юрия Станкевича, сегодня на динамику биржевых цен в наибольшей степени влияет ограниченность предложения со стороны основных производителей топлива, что провоцирует ажиотажный спрос. Пересмотр параметров демпферного механизма улучшит экономические показатели нефтепереработки, что положительно скажется на биржевых и оптовых ценах.

Нас волнуют в этой истории два вопроса: как происходящее повлияет на стоимость бензина и ДТ на АЗС и не повторится ли неконтролируемый рост биржевых котировок в дальнейшем? Фролов считает, что существенного влияния на розницу, с точки зрения цены, расширение диапазонов не окажет, но внесет свой опосредованный вклад в увеличение маржи АЗС, которая в настоящее время находится на критическом уровне.

Иной взгляд у директора маркетплейса нефтепродуктов OPEN OIL MARKET Сергея Терешкина, который уверен, что изменение границ демпфера закрепит биржевые цены на бензин АИ-92 выше 70 тыс. рублей за тонну, что заметно выше текущего порога. Это снизит рентабельность независимых АЗС. Как следствие, высокие темпы прироста розничных цен будут сохраняться даже после завершения традиционно "горячего" летнего сезона.

Что касается второго вопроса, то эксперты сходятся, что системно проблему расширением границ котировок для выплат по демпферу не решить. Фролов уверен, что кризисы будут продолжаться ежегодно до тех пор, пока не будет завершена программа модернизации нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), позволяющая увеличить производство бензина в стране.

Станкевич отмечает, что демпфер в своем нынешнем виде не обеспечивает баланс между экономической эффективностью нефтепереработки и прогнозируемой динамикой розничных цен. При этом административное регулирование цен усугубляет ситуацию в условиях форс-мажора.

С точки зрения зампреда наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрия Гусева, пора перейти к прямому госрегулированию цен на топливо. По крайней мере до окончания СВО приостановить все биржевые торги товарами внутри страны, ввести потолки оптовых, мелкооптовых и розничных цен, уточняет эксперт.

Читайте также
Новости
Египет стремится расширить туристические потоки из России - Оверчук
Египет стремится увеличить приток российских туристов и расширить их зоны отдыха, сообщил вице-премьер РФ Алексей Оверчук после визита в страну.
17 сентября
01
Новости
Эксперт: храните не более 5% сбережений в долларах
Эксперт в сфере экономики, Эльмира Асяева, рекомендует держать не более 5% сбережений в долларах, обсуждая при этом привлекательность рублевых вкладов.
17 сентября
00
Новости
Chery уходит из России и выходит на биржу Гонконга, чтобы избежать санкций.
Китайский автопроизводитель Chery Automobile уходит с российского рынка, чтобы избежать санкций, и готовится к размещению на бирже в Гонконге, планируя привлечь $1,2 млрд, что может стать крупнейшим IPO среди автокомпаний на этой бирже в 2023 году, сообщает Nikkei.
17 сентября
02