Изменения в требованиях к качеству промышленной продукции
Уход поставщиков из России вызвал ухудшение качества промышленной продукции и обсуждение новых подходов к сертификации и декларированию ее соответствия. Минпромторг рассматривал вопрос об отсрочке введения новых стандартов, но решил сдвинуть дедлайн на год — до 1 сентября 2026 года, чтобы дать компаниям время на адаптацию.
Минпромторг опубликовал проект о переносе вступления в силу обновленных стандартов на 1 марта 2026 года. Разработчик объяснил это многочисленными обращениями ведущих предпринимателей, но после совещания документ был отозван и заменен поправками.
Сроки переходного периода позволят участникам рынка подтвердить стабильность производства до 1 сентября 2026 года. Падение качества продукции после ухода иностранных поставщиков и важность поддержки отечественного производства актуальны и требуют постепенного повышения требований к продукции.
Регулятор работает над нормами, которые помогут сохранить баланс между качеством продукции и потребностями производителей и импортеров. В РСПП подчеркнули важность повышения безопасности и качества продукции в новых стандартах.
Проблемы со стандартами и сертификацией
Затруднения возникли из-за способа внедрения новых стандартов - продукция, выпущенная по устаревшим, но до недавнего времени действующим сертификатам, стала бы законно недействительной.
Это могло вызвать крах сертификационной системы, приостановку отгрузки товаров и "огромные расходы". В РСПП утверждают, что задержка во введении требований только бы перенесла бы "срок "обнуления" сертификатов" и к весне 2026 года промышленность столкнулась бы с "тем же препятствием". "Правильным решением, на которое настаивает бизнес, является введение полноценного переходного периода", - отметили в пресс-службе союза. Сейчас, сказала госпожа Сизова, остаются неразрешенными проблемы с маркировкой, сохраняются сложности с заключением соглашений с производителями из-за рубежа, потребность в параллельном импорте остается высокой, а дефицит определенных комплектующих требует ускоренных процедур ввоза. В то же время "в условиях изменяющейся экономики, всеобщего импортозамещени и появления на рынке новых участников из дружественных стран национальные стандарты, безусловно, должны развиваться".
Поиск компромисса затруднен невозможностью для России полностью отказаться от поставок из Китая (поскольку Китай - один из немногих стабильных покупателей российской нефти и продавцов технологического импорта даже в условиях санкций), в отсутствие альтернатив для некоторых товаров - по данным участников переговоров с китайскими властями, позиция "отказ от поставок определенных товаров с российской стороны может повлечь отказ в поставке определенных позиций с китайской" передается на них неявно, но довольно ясно.
Также стоит отметить, что одной из "обеспечивающих мер" ужесточения требований к промышленной продукции могла быть недавняя смена руководства Росаккредитации (см. от 9 июля): укрепление руководства службы за счет бывшего "внешнеторгового" замминистра Минэкономики, а до этого - заместителя Михаила Мишустина в ФНС Дмитрия Вольвача может рассматриваться как косвенное подтверждение ее значимости для сложного и требующего именно "внешнеэкономического" опыта пересмотра системы требований к качеству и их подтверждения.