Методика расчета утилизационного сбора на автомобили будет изменена
Министерство промышленности и торговли сообщило о планируемых изменениях в расчете утилизационного сбора на легковые автомобили. Теперь размер этого сбора будет зависеть не только от объема двигателя и года выпуска транспортного средства, но также от мощности его двигателя. Эти изменения в первую очередь затронут уровень утилизационного сбора на электромобили и гибридные автомобили, и некоторые дилеры уже предрекают увеличение цен на определенные модели до 2 миллионов рублей.
Согласно сообщению ведомства, Минпромторг предложил пересмотреть подход к расчету утилизационного сбора на легковые автомобили. На данный момент этот сбор определяется путем учета базовой ставки (20 тыс. рублей для легковых автомобилей) и коэффициента, зависящего от объема двигателя и года выпуска. Однако, учитывая растущую популярность "мощных автомобилей" с небольшими объемами двигателя, таких как гибриды и электромобили, расчет утилизационного сбора на основе только объема двигателя теряет свою актуальность, пояснили в Минпромторге.
Ведомство объяснило, что согласно предложенным изменениям, базовая ставка будет зависеть от типа и объема двигателя, а мощность двигателя будет влиять на коэффициент с учетом прогрессивной шкалы.
Новая методика начнет действовать с 1 ноября 2025 года при условии утверждения соответствующего проекта постановления и не затронет владельцев автомобилей, которые уже заплатили утилизационный сбор по действующим правилам.
Также изменения затронут физических лиц, ввозящих автомобили для личного пользования: льготные коэффициенты утилизационного сбора для них продолжат действовать только для автомобилей с мощностью до 160 лошадиных сил (3,4 тыс. рублей за новый автомобиль и 5,2 тыс. рублей за автомобиль старше трех лет), уточнили в министерстве. Однако, по данным Минпромторга, такие автомобили составляют примерно 88% всех автомобилей, впервые зарегистрированных в России за последние пять лет. Эта тенденция также наблюдается в регионах Дальнего Востока, где более 95% импортированных автомобилей с правым рулем с мощностью до 160 лошадиных сил, по данным ведомства.
Введение новых правил является ответом на обращение Ассоциации автопроизводителей России, которое было направлено в начале сентября с просьбой о пересмотре методики расчета утилизационного сбора. Помимо гибридов и электромобилей, в ассоциации обратили внимание на бензиновые автомобили с турбодвигателем, особенно на китайские модели, которые при невеликом объеме имеют высокую мощность.
Неизбежные изменения в утильсборе для автомобилей
На текущем рынке наблюдается странная ситуация, когда различные модели автомобилей взимают одинаковый утильсбор, несмотря на значительные различия в цене. Например, Changan Alsvin стоимостью 1,85 млн рублей и двигателем объемом 1,48 литра облагается утильсбором в размере 677,4 тыс. рублей, что совпадает с суммой для таких автомобилей, как BMW Х3 и Aito M9, стоимостью 8 и 10 млн рублей соответственно. Это вызвано необходимостью борьбы с теневым бизнесом, когда дорогие автомобили с небольшими моторами или гибридными установками ввозятся частными лицами для последующей коммерческой продажи.
Новая система утильсбора, применяемая к автомобилям с объемом двигателя от 1 до 2 литров, предусматривает разные тарифы для юридических лиц, начиная от 667,4 тыс. рублей для двигателей мощностью 70-160 л.с. и заканчивая 2,1 млн рублей для двигателей мощностью 250-280 л.с. Ставки для электромобилей и гибридов также определяются на основе их мощности и составляют, например, 1,3 млн рублей для автомобилей с мощностью 130-160 л.с.
Согласно предложениям, изменения в утильсборе затронут прежде всего электромобили и гибридные автомобили. Однако многие автодилеры опасаются роста цен на автомобили из-за новой методики расчета утильсбора. Эксперты и главный редактор журнала «За рулем» прогнозируют серьезное увеличение цен на автомобили, даже на те, которые не являются особенно мощными, и предсказывают рост спроса на автомобили на вторичном рынке.