Механизмы защиты автопрома
Системы защиты автомобильной промышленности использовались и применяются и в других государствах. В 60-70-е годы США защищались от японского экспорта, а сегодня президент США Дональд Трамп вводит таможенные пошлины на легковые автомобили, грузовики и запчасти. В свою историю Россия может вспомнить повышенные тарифы на иномарки в 2000-х и усилия Германа Грефа по привлечению зарубежных автопроизводителей к сборке.
Утилизационный сбор на автомобили в нынешнем виде появился в результате обязательств России снизить ввозные пошлины после присоединения к ВТО. По-видимому, этот механизм направлен на поощрение развития местного автомобильного производства и увеличение доли отечественных брендов на рынке, а также на фискальные цели. Это становится важным фактором при дефиците бюджета, и количество неналоговых платежей, вероятно, будет нарастать. Уже существует сбор «Платон», обсуждается введение утилизационного сбора на электронику, железнодорожный транспорт и другие товары.
Попытка Минпромторга пересмотреть механизм утилизационного сбора, возможно, менее направлена на стимулирование локализации. Крупные игроки по разным причинам не торопятся развивать производство в России, несмотря на начало сборки некоторых брендов с участием китайских партнеров. Скорее всего, здесь речь идет о создании дополнительных торговых барьеров, возможно, о снижении оттока валюты за границу для поддержания стабильности рубля и увеличения спроса на отечественные автомобили.
Очевидная негативная реакция общества на изменения в утилизационном сборе объяснима. Не могу представить страны, где подобные меры были бы приняты положительно или хотя бы равнодушно. Машины стали важным товаром, а не роскошью. Возмущение, вероятно, вызвала перспектива того, что размер сбора может превысить стоимость автомобиля. Неудивительно, что во Владивостоке, где доля импортных автомобилей высока, прошел митинг протеста.
Реакция на повышение утилизационного сбора может быть более острой, чем на увеличение НДС до 22%, поскольку первое затрагивает отдельные группы, а второе — всех, и повышение НДС может казаться менее значимым. Налоговые изменения также подразумевают уменьшение льгот для малого бизнеса, что вызвало негодование среди предпринимателей.
Хотя сложно проследить целевое использование средств бюджета, предполагается, что часть доходов от утилизационного сбора будет направлена на развитие автомобильной промышленности. Автопроизводители не являются лидерами по объемам инвестиций в России — 168 млрд рублей в 2024 году, согласно данным Росстата, отстают от других отраслей, таких как химия, нефть и газ, пищевая промышленность, производители компьютеров и электроники. Без собственной автомобильной промышленности, способной стать ключевым сектором экономики, поддержка сборки и производства комплектующих, как в Китае, необходима. Похоже, власти будут продолжать искать и усовершенствовать различные меры поддержки, включая утилизационный сбор.

