Стандарты отделки жилья: новый ГОСТ вводит ясность
С начала весны застройщики получили право определять свои собственные стандарты отделки квартир, установленные официально. Минстроем утверждены минимальные требования к отделке, которые не могут быть снижены. Застройщики вправе устанавливать более высокие стандарты, повышая тем самым качество отделки.
Те же застройщики, которые не разработают собственные стандарты, могут продолжать использовать при отделке квартир требования свода правил об отделочных покрытиях. Однако в феврале 2026 года данный свод правил утратит силу - на его смену придет новый ГОСТ, о чем сообщил Директор Департамента градостроительной деятельности и архитектуры Минстроя Владимир Калинкин на Российской строительной неделе.
Планируется, что новый ГОСТ "Отделочные работы. Требования к приемке работ" будет разработан в текущем году и вступит в силу в феврале 2026 года. Он определит требования к качеству различных отделочных работ, таких как штукатурка, шпатлевка, облицовка, покраска, обои, устройство потолков, напольные покрытия. Однако для отделки окон и входных дверей требования не будут установлены ни в минимальных стандартах, ни в новом ГОСТе.
Владимир Калинкин отметил: "Мы предполагаем разграничить уровни отделки в новом ГОСТе, введя понятия "стандартная", "улучшенная", "улучшенная плюс", "бизнес" и другие. Однако данное предложение требует обсуждения с экспертами, застройщиками и членами технического комитета."
Введение уровней отделки в новом ГОСТе позволит покупателям жилья в новостройках легче выбирать желаемый уровень отделки. Эта информация сможет быть отражена в договоре долевого участия. Важно, что данные требования будут едины для всей страны, подчеркнул Калинкин - покупатель сможет быть уверен в определенном уровне качества, независимо от того, у кого и где он покупает жилье.
Новый ГОСТ сделает понятие отделки и оценку ее качества более понятными и измеримыми для покупателей жилья. В настоящее время есть проблемы в сфере отделки как со стороны застройщиков (некачественные работы), так и со стороны покупателей (потребительский экстремизм). По мнению Калинкина, новые правила помогут найти баланс в данной сфере.