Новый порядок расчета сбора на реконструкцию аэродромов
Минтранс разработал метод определения суммы, которую пассажиры будут платить за обновление аэродромов. Согласно предложению, каждый пассажир будет вносить 150 рублей, сумма будет ежегодно корректироваться с учетом инфляции. При этом возможно применение корректирующего коэффициента в случае уменьшения пассажиропотока аэропортов, на которые распространяется сбор. Конкретные группы аэропортов для этого будут определены позднее по заявкам их владельцев.
Также предусмотрена возможность изменения стоимости сбора по решению правительства в случае изменения расходов концессионера или заключения нового соглашения. Авиакомпании будут оплачивать этот сбор, а подведомственное Росавиации ФГУП «Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)» возместит собственникам затраты на капитальный ремонт аэродромов. Новые правила предполагается ввести с 1 марта 2026 года и действовать до 2032 года.
По словам представителей Минтранса, базовый сбор в размере 150 рублей по ценам 2024 года составляет лишь долю процента от общей стоимости авиабилета. Их подчеркнули, что корректирующий коэффициент изначально равен единице и его изменение возможно только по решению правительства. Перед отраслью стоит задача увеличить пассажиропоток, и все факторы, влияющие на корректировку сбора, будут учтены перед принятием решения. Представители крупных аэропортовых холдингов отказались от комментариев по этому поводу.
В компании «Аэрофлот» отметили важность обновления инфраструктуры, но подчеркнули, что независимо от источника формирования сбора, он отразится на стоимости билетов для пассажиров. В то же время, они отметили, что рентабельность в авиаотрасли значительно ниже, чем в других отраслях экономики.
Индексация аэропортовых сборов в России: экспертный анализ
В других авиаперевозчиках нет оперативного комментария. Несколько источников в индустрии отмечают, что Минтранс решил увеличить сбор заранее, что беспокоило перевозчиков предыдущим годом. По мнению одного из них, учитывая отсутствие оснований для снижения строительных работ, легко представить, что правительственное решение приведет к увеличению сбора в 150 рублей в три-пять раз.
Предлагаемый подход не дифференцирует тарифы по расстоянию, поэтому вес сбора в стоимости коротких маршрутов может быть значительным, отмечает источник в крупной компании. В качестве примера он приводит рейс Владивосток—Комсомольск-на-Амуре, где базовый сбор составит 4% от стоимости билета, а после индексации возрастет до 20%.
Кроме того, проект не учитывает специальные условия для различных категорий пассажиров, таких как дети, которым предоставляется скидка в 50%, или субсидированные перевозки. Также не учитываются пассажиры, совершающие транзитные перелеты, что может создать давление на хабовую модель перевозок.
В другой авиакомпании отметили, что перевозчики с более загруженными салонами будут испытывать большее давление, чем менее эффективные компании. Они считают важным установить ограничение сбора на 85% вместимости самолета.
Эксперт подчеркивает важность того, что пассажиры должны понимать, из чего складывается стоимость перевозки, и предлагает регистрацию платежей в единой базе данных аэропортов и навигационных сборов. Он также считает важным, чтобы изменение ставки сбора вступало в силу через девять месяцев после принятия решения, чтобы избежать финансовых нагрузок.
Эксперт Института экономики транспорта ВШЭ Андрей Крамаренко считает, что новый сбор практически не повлияет на рынок. Он утверждает, что спрос на авиаперевозки в России уже превышает предложение, поскольку авиакомпании не могут предоставить дополнительные места на рейсах. По его мнению, такая ситуация продлится два-три следующих года, если не произойдет ничего необычного в экономике.
Авиационный рынок: перспективы
Эксперт утверждает, что уменьшение спроса затронет авиацию, однако пассажиры смогут позволить себе большие расходы на перевозку. Кроме того, авиакомпании могут не полностью переложить новые издержки на клиентов, учитывая высокую прибыль отрасли. В случае отсутствия резерва в инфраструктуре, авиаперевозчики могут столкнуться с аналогичной ситуацией середины 2000-х годов, когда спрос на перевозки превысил возможности аэропортов.