Перестройка отделов кадров в госучреждениях
Идея централизации кадровых служб отделов кадров федеральных и региональных госучреждений обсуждается Минтрудом в связи с предложенными поправками к закону «О государственной гражданской службе». Данное изменение направлено на реорганизацию бюджетных кадровиков аналогично перестройке бухгалтерий федеральных министерств и ведомств казначейством в период с 2019 по 2022 год, что позволило сократить количество госслужащих на 10%, а также улучшить условия труда и стимулировать мотивацию для оставшихся сотрудников.
Также Минтруд предлагает перевести государственных гражданских служащих и чиновников на централизованный кадровый учет при обязательном согласии их работодателей. Предложенные изменения касаются федерального закона «О государственной гражданской службе» и продолжают реформы в государственном управлении, начатые в 2019 году. Подобные изменения уже затронули бухгалтерии госучреждений, перешедших на централизованное обслуживание Федерального казначейства и способствовали оптимизации федерального аппарата, что позволило сократить его на 10% и перераспределить средства на улучшение системы оплаты труда для оставшихся сотрудников.
Подобная политика касается также чиновников в регионах, где правительство начало возвращаться к централизованной системе учета только во второй половине 2024 года. Предложения Минтруда могут стать важным инструментом в деле экономии на кадровых службах в региональных органах федеральных ведомств и региональных администрациях с целью сокращения разрыва в заработной плате между государственными служащими и рыночными условиями, что стало актуальной проблемой из-за отсутствия пересмотра тарифов в государственном секторе с 2019 года.
Согласно данным Минфина, к 2022 году в России насчитывалось около 700 тыс. федеральных чиновников и еще около 230 тыс. региональных. Общее количество работников, затронутых предложениями Минтруда, оценивается в 1 млн человек, не включая сотрудников силовых структур. Предложения не затрагивают 384 тыс. чиновников муниципалитетов, однако в будущем они также могут быть пересмотрены с участием центра, что является частью общей стратегии унификации практик в российской системе власти.
Пояснительная записка к законопроекту отмечает важность экспериментирования с новыми идеями правительства в сфере управления. Минтруд провел мониторинг внедрения единой кадровой службы в госорганах различных субъектов России и признает необходимость закрепления этого подхода в законе для создания общих стандартов организации государственной гражданской службы на региональном уровне. При этом существующий закон о гражданской службе не полностью учитывает потенциал единого кадрового учета.
Важно отметить, что переход к централизованному кадровому обеспечению федеральных и региональных госорганов, аналогично централизации бухгалтерий, будет происходить по решению руководства. Вопросы трудоустройства уволенных сотрудников и перераспределения финансов по оплате труда будут решаться на уровне президента, правительства, министров и губернаторов. Документ не содержит подробностей относительно этих аспектов, однако, вероятно, они будут регулироваться соответствующими органами на уровне принятия схожих решений.