Финансовая экспертиза по внедрению новых правил трудоустройства
Минтруд предлагает запретить принятие иностранных работников без знания русского языка в сектор услуг, где требуется общение с клиентами. Это меры, направленные на повышение качества предоставляемых услуг. В настоящее время иностранцы, прибывающие в Россию по квоте, освобождены от сдачи экзамена по русскому языку. Минтруд считает необходимым пересмотреть это правило.
Председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов высказал мнение, что требуется уточнение меры, поскольку жесткие ограничения могут привести к увеличению издержек. Ограничение количества иностранных работников в сфере торговли, особенно в профессиях, где важно общение с клиентами, требует внимательного рассмотрения.
Квота на 2025 год составляет почти 235 тыс. разрешений и действует для иностранных работников из визовых стран, таких как Китай, Индия и Турция. Работники должны быть привязаны к конкретным работодателям, а также доказать свою квалификацию. Опытных работников в промышленности и инфраструктуре будет составлять около 94% квоты.
Исполнительный директор Transasia Logistics Кирилл Латинский отмечает, что в логистике важно владение русским языком, а также знание английского языка. Он отмечает, что в некоторых сферах логистики иностранные работники могут успешно работать даже с ограниченным знанием языка. Например, для складских работников и курьеров. С увеличением безработицы среди россиян ожидается увеличение конкуренции за рабочие места, включая позиции в курьерской доставке.
Ограничения трудоустройства иностранных работников в России
Мигранты могут, к примеру, начать сокращать свои финансовые запросы и снова займут большинство должностей, однако будут трудиться за меньшие суммы, чем в настоящее время».
На этой неделе в Санкт-Петербурге полностью запретили иностранцам работать в такси по патентам до конца 2025 года. Подобные ограничения уже введены в более чем 10 регионах России. Для нанимателей установлен трехмесячный период, чтобы завершить текущие рабочие отношения и привлечь новых сотрудников для труда. Пресс-служба губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова заявила, что запрет направлен на повышение качества и безопасности перевозок, а также расширение возможностей занятости для граждан России.
Тем не менее, мигранты будут искать пути для продолжения работы, отмечает глава Московского профсоюза водителей такси Николай Кодолов: «Это позволит увеличить уровень услуг, без знания языка сложно строить коммуникацию между оказывающим услугу и потребителем, иногда из-за этого возникают конфликты. Плюс внутри отрасли такси между парками, сдающими в аренду транспорт, между водителем и агрегатором без правильного знания русского разрешение некоторых вопросов и проблем становится также сложным».
Запрет частично повлияет, конечно, но вопрос: в какие сроки это воздействие смягчится, и нехватка будет устранена? Тут скорее может оказать значительное воздействие коррупционная составляющая, когда трудовые мигранты будут приобретать данные сертификаты или подтверждения просто где-то. Я опасаюсь, что избежать этого не удастся».
Тем временем количество работников из дальних стран, прибывающих в Россию по визам и квотам, падает. Согласно статистике МВД, в 2016-2019 годах ежегодно прибывало около 120-130 тыс. человек. В последние годы этот показатель сократился до 100-115 тыс.