Премьер-министр Михаил Мишустин рассматривает планы по модернизации аэропортов
6 мая в Минеральных Водах премьер-министр Михаил Мишустин провел совещание по развитию аэродромной инфраструктуры, где обсуждались вопросы привлечения частных инвестиций в проекты обновления аэропортов. По планам, 45% затрат на реконструкцию 28 аэродромов в последующие годы должны быть покрыты частными средствами с использованием механизма концессий. Тем не менее, данный механизм нуждается в корректировке: предлагается изменить участие федерального правительства в проекте в зависимости от числа пассажиров и решить проблему увеличения тарифов на авиабилеты.
Собрание по развитию аэропортов состоялось в новом терминале аэропорта Минвод. Михаил Мишустин отметил, что в рамках федерального проекта "Развитие опорной сети аэродромов" будет проводиться строительство и модернизация 75 региональных аэропортов. Государственные средства на это уже выделены, включая дополнительные 250 миллиардов рублей.
Однако премьер отметил необходимость привлечения большего числа частных инвестиций. К примеру, аэропорт в Минводах был построен "в значительной мере за счет внебюджетных средств" с помощью фабрики проектного финансирования (это способ привлечения крупных кредитов от ВЭБ.РФ для крупных проектов). Для строительства нового терминала в Минводах был получен синдицированный кредит на 12,2 миллиарда рублей, из которых госкорпорация выделила 3,7 миллиарда рублей.
Дмитрий Ядров, руководитель Федерального агентства воздушного транспорта, сообщил, что в новом федеральном проекте впервые будет активно использоваться механизм концессий: на реконструкцию 28 аэродромов в ближайшие годы предусмотрено более 124 миллиардов рублей частных инвестиций, что составляет 45% общей стоимости работ.
Параллельно с этим, был разработан "разнообразный план привлечения частных инвестиций в зависимости от числа пассажиров", который заключается в том, что в проекты модернизации аэропортов с большим потоком пассажиров федеральное содействие будет значительно снижено по сравнению с аэропортами с низким пассажиропотоком.
Изменения в тарифной нагрузке на аэропорты
Одной из проблем использования механизма концессий, как следовало из выступления Дмитрия Ядрова, является рост тарифной нагрузки на пассажиров: в рамках существующего механизма в стоимость привлеченных концессионером средств включается стоимость тарифа аэропорта, который реконструируется. Рост тарифной нагрузки зависит от пассажиропотока, например, в Калининграде речь идет о 80 руб. на пассажира, а в Чите он может достигать 700 руб.
На этом фоне предлагается изменить подход к распределению тарифной нагрузки: в рамках одного холдинга она будет распределяться равномерно на все входящие в него аэропорты.
При реализации этого подхода, пояснил Дмитрий Ядров, тарифная нагрузка составит в среднем 150 руб. на пассажира.
Плата будет взиматься как инфраструктурный сбор, а собранные средства будут аккумулироваться в подведомственном Росавиации ФГУПе, за которым закреплено имущество, а затем направляться на возмещение инвестиций, вложенных холдингами на реконструкцию аэропорта, в том числе на погашение банковских кредитов. По его словам, предложения согласованы с Минфином и Федеральной антимонопольной службой, также урегулированы разногласия с Минэкономики. Предполагается, что изменения должны вступить в силу с 1 сентября — это, уточнил Дмитрий Ядров, позволит заключить три концессии: в Кемерово, Ставрополе и Чите.
Евгения Крючкова, Минводы