Планы по наращиванию экспорта зерна в России
Во вторник в Чите премьер-министр Михаил Мишустин провел совещание по развитию экспорта зерна — для достижения наццели его необходимо нарастить до 80 млн тонн к 2030 году с текущих 53 млн тонн. Минсельхоз видит экспортный потенциал в Сибири и Дальнем Востоке с учетом их перспектив по вовлечению земель в оборот. Для наращивания экспорта планируется развивать речные и мультимодальные перевозки внутри страны до морских портов, а также наращивать поставки через Забайкалье в Китай, однако это потребует достижения договоренностей о выделении КНР квот РФ для беспошлинного ввоза зерновых.
Продолжая поездку по Дальнему Востоку, премьер-министр Михаил Мишустин прибыл в Читу, где провел совещание по развитию экспорта зерна — вопрос поднимался, в частности, в рамках мониторинга достижения наццели по наращиванию к 2030 году экспорта продукции АПК в полтора раза по сравнению с 2021 годом.
По оценкам Минсельхоза, для этого необходимо нарастить урожай зерновых до 170 млн тонн в год и экспортировать около 80 млн тонн.
Отметим, Минсельхоз ожидает в этом году порядка 135 млн тонн урожая зерна, из них 88–90 млн тонн пшеницы. По прогнозам ведомства, экспорт зерновых в сезоне-2025/26 составит 53–55 млн тонн зерновых, включая 43–44 млн тонн пшеницы.
Для дальнейшего движения к наццели, как следовало из выступления главы Минсельхоза Оксаны Лут, необходимо вовлекать земли в оборот — это позволит наращивать профицит зерна. Точкой роста, по ее словам, могут стать Сибирь и Дальний Восток, где потенциал по вовлечению земель в оборот вдвое выше, чем в Центральной России. Сейчас восточные регионы, по ее словам, производят 18 млн тонн зерновых, для достижения наццели годовой показатель должен вырасти до 22 млн тонн. При этом в Сибири и на Дальнем Востоке профицит зерна составляет около 5–8 млн тонн, с учетом ожидаемого роста урожая довести его можно до 11–12 млн тонн.
Отдаленность Сибири от морских портов, в которых осуществляется перевалка зерна (88% всего зерна поставляется на внешние рынки морем), однако, требует диверсифицировать логистику.
Поддержка экспорта зерна и новые транспортные маршруты
Программа субсидирования железнодорожных перевозок зерна из сибирских регионов до портов была увеличена на треть, достигнув более 8 млрд рублей в этом году. Это позволило доставить более 1 млн тонн зерна. Минсельхоз надеется на сохранение такой поддержки и в будущем. Планируется развитие речных перевозок и мультимодальных маршрутов для транспортировки зерна различными видами транспорта. Эти маршруты в настоящее время находятся на стадии тестирования и ожидается их запуск в следующем году.
Как уточнила министр, важным пунктом вывоза зерна является также Казахстан, который принимает около 2–3 млн тонн экспорта зерна. Однако ситуация усложняется зависимостью от конъюнктуры. В прошлом году из-за высоких урожаев в Казахстане ограничения на импорт зерна привели к тому, что Россия не смогла экспортировать зерновые в эту страну.
Забайкальский край располагается как удобный хаб для экспорта зерна в Китай с минимальным расстоянием для сибирских регионов.
Была проведена презентация зернового железнодорожного терминала, который был запущен в 2022 году на границе Забайкальск (РФ) и Маньчжурии (КНР). Терминал является частью проекта "Новый сухопутный зерновой коридор Россия—Китай" и решает проблему несоответствия стандартов железных дорог России и Китая. Создаются дополнительные возможности для экспорта зерна на внешние рынки для российских производителей в Сибири и Дальнего Востока.
Минсельхоз оценивает, что при обещанной мощности зернового коридора в 8 млн тонн через забайкальский терминал можно будет вывезти около 80% избытка зерна этих регионов. Однако высокие пошлины на ввоз зерна в Китай являются препятствием. Главным вопросом, который обсуждается с Пекином, является выделение России квот для беспошлинного импорта в Китай. В настоящее время экспорт всех зерновых продуктов РФ в Китай не превышает 1 млн тонн в год.