Изменения в работе проектного офиса: финансирование нацпроектов
Михаил Мишустин одобрил изменения, которые вносятся в деятельность правительственного проектного офиса. Автоматизация управления финансированием нацпроектов будет усилена — в новой версии влияние корректировок показателей отдельных мероприятий проектов на связанные национальные, федеральные и региональные проекты, а также перераспределение оставленного финансирования на приоритетные направления, будут проводиться с учетом всех взаимосвязей в режиме реального времени. Новшества направлены на согласование целей, результатов и финансирования проектов в единой системе и защиту ее от корректировок, которые могут подорвать ее устойчивость.
Постановление правительства №1158, подписанное Михаилом Мишустиным 2 августа, вносит существенные изменения в финансирование нацпроектов и нацелено на согласование всех уровней работы проектного офиса Белого дома — от индивидуальных показателей отдельных мероприятий и программ до проверки достижения национальных целей.
Задача по обновлению финансирования нацпроектов с привязкой выделенных средств к конкретным результатам и контролем в реальном времени была поставлена главой правительства на весенней коллегии финансового ведомства. Объем новой системы внушителен — от сложных концепций (технологический суверенитет, финансовая стабильность, устойчивость к внешним угрозам, условия для бизнеса, налоговая стабильность и опора на внутренний спрос) до финансирования конкретных мероприятий. Сумма финансирования национальных целей до 2030 года оценивается премьером в 41 трлн рублей. Такой подход требует ресурсов и согласованности (например, чтобы ФНС согласовывала свою работу с 15 ведомствами только по проекту улучшения инвестиционного климата).
Минфин обещает продолжить точную настройку перераспределения средств "в пользу инвестиций и справедливости". Фактически, новое постановление правительства и устанавливает эту точную настройку.
Теперь инициатива по составлению единого запроса на изменение показателей нацпроектов должна выполняться при планировании бюджета проекта — до его представления в Госдуму. Уточняется содержание запроса: он должен содержать информацию о том, как изменение бюджетных средств повлияет на реализацию проекта, в противном случае запрос не будет сформирован. Также формализован процесс разрешения споров о корректировке государственных программ — решение остается за куратором или управляющим советом при участии членов профильных комиссий Госсовета.
Внесение корректировок в государственные программы и проекты в четвертом квартале теперь должно утверждаться президентом или премьер-министром, а также при ухудшении показателей более чем на 10% годовых или в последний год реализации проекта. Дедлайн для подачи запросов: 10 декабря — для госпрограмм, нацпроектов (включая обеспечение технологического лидерства) и федеральных программ, и 18 декабря — если изменения затрагивают лимиты бюджетных обязательств и информацию о объектах капиталовложений. Перераспределение бюджетных средств будет немедленно отражаться в документах проектов.
Эволюция в управлении нацпроектами
В Белом доме за обеспечение этой работы проектного офиса отвечает «цифровой» вице-премьер и глава аппарата Белого дома Дмитрий Григоренко — и в подходе к вопросу это заметно. По данным , базовые идеи, внедряемые в управление нацпроектами,— это эволюция подходов правительства к доказательной госполитике в последние годы: уход от «бумажного» к онлайн-управлению процессами, выстраивание связок «цель—деньги—результат», обеспечение измеримости контрольных показателей и максимально широкий учет взаимного влияния процессов в разных отраслях и на разных уровнях.
Как удалось выяснить , масштаб нынешней генерации «пульта управления» — это семь наццелей и 82 показателя движения к ним, 19 нацпроектов и 164 их показателя, 120 федеральных проектов, 479 показателей, более 1 тыс. мероприятий и 7 тыс. «контрольных точек», 3 тыс. региональных проектов с 9,5 тыс. мероприятий и более 60 тыс. «контрольных точек». Все они выводятся на профильные дашборды ГАС «Управление», в которой работает 300 тыс. пользователей. Система учета взаимного влияния должна максимально оперативно «двигать» локальные цели, контрольные точки и параметры финансирования смежных с изменяемым проектов — а также предупреждать, когда такие запросы выводят систему в закритические состояния или ведут к недостижению показателей смежных проектов.
Сам механизм единого запроса на изменения, напомним, впервые опробован Минфином в управлении бюджетом — и с учетом наработанного опыта расширен для обеспечения возможности «экстренной» перестройки бюджета в ответ на шоки — а теперь де-факто переносится в систему управления.