Мошенник или сотрудник банка и МВД?
Сейчас нередко можно столкнуться с мошеннической схемой, которая заключается в незаконной подмене номеров телефонов, например, в том числе банков и МВД России, в частности Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции.
Преступник, выдавая себя за банковского специалиста, оповещает жертву о том, что кто-то пытается на неё оформить онлайн-кредит в онлайн. Затем он склоняет оформить кредит на аналогичную сумму, снять эти деньги и внести их на резервный счет для немедленной оплаты кредита.
Подменить номер можно не только при помощи сложных технологических систем, но и через более доступные средства, например, Telegram-бота, позволяющих совершить звонок, подменив номер прям в мессенджере.
Роботы + мошенники = кража
Примерно треть преступных звонков осуществляется через роботов, часть которых случаев связана с использованием робота в начале разговора и часть - с переходом к роботу в процессе разговора для передачи ему конфиденциальной информации, доступной лишь клиенту – СМС-код подтверждения банковской операции.
Робот создаёт иллюзию безопасности при передаче информации не работнику банка, а защищенной системе. Мошенники не гнушаются использования и психологических приемов, напоминая перед переходом к роботу, что запрещено передавать секретную информацию, акцентируя на том, что передача данных роботу является безопасной.
Обманщик с голосом знакомого человека
Кроме того, для осуществления телефонного мошенничества применяется технология изменения голоса. Когда злоумышленник использует голос знакомого человека для просьбы о срочном переводе денег, у получателя звонка сомнений обычно не возникает. Качественная подделка голоса требует множества образцов, и их источником могут служить соцсети и стриминговые сервисы.
Как себя защитить?
Мошеннические действия посредством мобильной связи находится в стадии активного развития, и преступники продолжают совершенствовать свои методы и разрабатывать новые, изощренные способы обмана. Но благодаря активному информированию населения от банковских учреждений и экспертов, жизненный цикл даже самых продуманных способов обмана укорачивается.
Для предотвращения мошенничества важно быть знать о существующих схемах и помнить о возможности подмены номера телефона и высокотехнологичной подделке голоса и видео. Эффективной мерой защиты является прекращение разговора при любых подозрениях в прозрачности намерений собеседника.
В случае сомнений в добросовестности звонящего рекомендуем закончить разговор и перезвонить в банка или оператору сотовой связи (туда, чьим представителем назвался мошенник).