Срочный инцидент!
Мошенники начали массово звонить школьникам, представляясь сотрудниками образовательных учреждений. Обманщик может назваться классным руководителем или директором школы и сообщить о срочном инциденте.
Например, ребёнку могут сообщить, что его родители оказались в полиции или больнице, поэтому для решения проблем нужно передать деньги через курьера либо перевести на указанный звонящим счёт.
Школьник попадет в стрессовую ситуацию, испытывает панику, и благодаря этому злоумышленник принуждает выполнить его требования.
Важный опрос или школьный проект
Также звонящий может предложить учащемуся участие в «крайне важном» опросе или проекте, для чего требуются личные данные.
Под таким предлогом преступники могут узнать как контактную информацию членов семьи, так и данные банковских карт.
Разумеется, так мошенники могут украсть деньги.
Также ребёнка могут убедить, что в школе проходит акция или сбор денег на нужды класса или учреждения в целом. Для этого школьника просят передать средства представителю организации или сделать денежный перевод. «Сотрудник школы» даже может приехать на дом для получения наживы.
Школьный чат или приложение
Ещё одна распространённая схема – это предложение скачать нужное школьное приложение или вступить в закрытый школьный чат.
Ссылки-приглашения при этом могут вести на фишинговый сайт, с помощью которого аферисты получают доступ к учётным записям жертвы или к вредоносным ПО, захватывающим информацию с телефона.
Звонки от Министерства образования
Также аферисты могут представиться сотрудниками Минобразования и при звонке сообщить о том, что обнаружены ошибки в заполненных документах, что результаты регистрации на ЕГЭ аннулированы и нужно вновь внести свои данные.
Восстановить данные и пройти повторную регистрацию, по словам звонящих, можно лишь через аккаунт родителей на Госуслугах.
Код, поступающий при этом в смс, меняет право доступа к личному кабинету на портале.
Схема «фейк босс»
Также ребятам часто поступают звонки якобы от лица завуча школы. Обманом мошенник получает код, нужный для восстановления доступа к аккаунту на Госуслугах, после чего аферист создаёт видимость взлома учётной записи.
Затем жертве звонит обманщик под видом следователя и просит провести процедуру видеообыска жилья с целью декларации ценностей.
Ребёнок, находящийся в стрессе, убеждён, что ценностями могут завладеть преступники, и их следует уберечь.
Далее звонящий убеждает передать всё ценное «курьеру» ради защиты имущества, которое на самом деле присваивают мошенники. При этом посредники в этом деле могут и не знать, что таковыми являются.
Чем опасны такие схемы обмана?
Узнать имя директора, классного руководителя или иную информацию о школе довольно просто – мошенники находят информацию в Интернете.
Дети, как правило, очень доверчивы, и не всегда способны критически оценить происходящее.
На ребёнка в таких ситуациях действует авторитет школы, что позволяет преступникам быстро добиться выполнения их требований. Так дети могут передать обманщикам важную личную информацию, предоставить доступ к аккаунту мамы и папы или даже отдать или перевести деньги.
Как уберечь детей от мошенников?
- Обязательно говорите со своими детьми о существующих киберугрозах. Проводите регулярные беседы о безопасности.
- Помните об опасности общения с посторонними людьми: атаки аферистов на детей происходят постоянно.
- Убедите детей не сообщать личные данные посторонним, даже если они называются сотрудниками школы, Министерства образования, полиции и т.п. Если возникают подозрения, напомните, что стоит звонить по официальным номерам организации, от которой якобы поступил звонок.
- Научите ребёнка не передавать по телефону пароли, данные карты и иную личную информацию, даже если звонящий убедителен.
- Используйте технические средства защиты.