Падение фэшн-магазинов в Москве в 2025 году
Местные торговые марки, замещающие крупные международные бренды, начиная с февраля 2022 года, не смогли устоять перед конкуренцией онлайн-каналов. В апреле—июне 2025 года в Москве закрылись 29 магазинов одежды, что составляет 38% общего числа закрытий в торговых центрах по сравнению с 19 закрытыми магазинами в предыдущем году.
По данным исследовательской компании CORE.XP, во время апреля—июня 2025 года в Московских торговых центрах закрылось 29 магазинов модной одежды, их доля в общем объеме закрытий увеличилась на 6 процентных пунктов по сравнению с предыдущим годом и составила 38%. Эксперты указывают, что в основном закрываются местные и несетевые бренды, которые не могут достичь нужного уровня выручки из-за сильной конкуренции.
Согласно Елене Ениной, операционному директору «Парк Хаус», в условиях снижения спроса у офлайн магазинов увеличивается доля затрат на аренду помещений, что приводит к закрытию наименее эффективных точек продаж. По словам Евгении Хакбердиевой из NF Group, сократилась доля фэшн-ритейлеров в торговых центрах на 22% за последнее десятилетие до 33%.
Местные fashion-сети также вынуждены сокращать количество торговых точек после ряда международных брендов, покинувших РФ, отмечает Елена Енина. Например, в июне 2025 года «Модный континент» принял решение закрыть все магазины Incity и Deseo. За первые полгода шесть иностранных брендов также прекратили свою деятельность, говорит Екатерина Ногай.
Специалисты считают, что к 2025 году ситуация в одежном ритейле не изменится, так как отрасль становится все более зависимой от онлайн-продаж. Глава Tom Tailor в РФ, Сергей Кондаков, утверждает, что через пять лет покупки одежды в офлайн-магазинах станут новым трендом из-за изменений в предпочтениях потребителей.
Закрытие точек общепита и проблемы в торговых центрах
Тем не менее, не только компании из fashion-сектора, но и предприятия общественного питания стали сталкиваться с трудностями.
В результате второго квартала 2025 года закрылось 17 заведений общепита. В сравнении: за апрель—июнь 2024 года были закрыты лишь три подобных заведения, по данным CORE.XP.
Операторы общепита, в связи с преобразованием торговых центров в разнообразные зоны отдыха, становятся одними из важнейших арендаторов. Так говорит Евгения Хакбердиева. Но, как подчёркивает Енина, это вызывает снижение посещаемости, и, напротив, соперничество за привлечение клиентов внутри торговых объектов возрастает. В конечном счёте, объясняет Евгения Прилуцкая, небольшие компании вынуждены закрывать свои заведения, поскольку потребители в основном предпочитают крупным сетям.
Постепенный отток арендаторов из торговых центров беспокоит застройщиков, для которых реализация прибыльных проектов в условиях высокой ключевой ставки Центробанка практически невозможна. По прогнозам консалтинговой компании CMWP, к концу 2026 года в Москве будет запущено 76 тыс. кв. м торговых центров, что на 70% меньше по сравнению с предыдущим годом.