Глубокая экономическая интеграция стран Евросоюза
Итоги двадцатилетней "глубокой экономической интеграции" в странах Евросоюза после их присоединения в 2004 году обозрел Международный валютный фонд (МВФ). Статистическое исследование выявило значительные различия в экономической выгоде в зависимости от уровня предыдущей производственно-сбытовой связи стран со старыми членами ЕС. Ученые фонда пришли к выводу, что глубокая интеграция имеет не только коммерческие преимущества, но и важные уроки для дальнейшего расширения ЕС.
В начале 2000-х годов разрыв в уровне доходов между Европой и США сократился на 10 процентных пунктов. После присоединения к ЕС в 2004, 2007 и 2013 годах страны продемонстрировали высокие темпы экономического роста, подчеркивающие пользу единого внутреннего рынка. На протяжении более 40 лет ни одна страна не вступила в ЕС, что является самым продолжительным периодом без новых членов со времен 1973 года. В настоящее время десять стран на Западных Балканах рассматриваются как кандидаты на членство в ЕС.
Исследования показывают, что расширение общего рынка ЕС приводит к реальной перераспределению экономических ресурсов, способствуя общему росту и сочетая доходы различных стран. МВФ отмечает, что их анализ основан на региональных данных, что дает большую точность и позволяет более глубоко изучать последствия различий в доходах и их источников.
Преимущества членства в ЕС в значительной степени определяются доступом к внутреннему рынку союза. Гармонизация правил и снижение торговых барьеров способствует свободе перемещения товаров, услуг, людей и капитала внутри союза.
Потенциальные кандидаты на вступление в ЕС ведут переговоры по 35 главам, определяющим экономические и социальные условия, включая важные аспекты, такие как законы и институты. Каждая глава обязана быть успешно завершена для соответствия стандартам ЕС. Такой подход различает ЕС от простых соглашений о свободной торговле, делая членство в нем "глубокой интеграцией", обладающей потенциалом для значительных выгод за счет повышения эффективности на различных уровнях.
Недавние прибавления в Европейском союзе
Со времени вступления в состав ЕС новых государств (Чехия, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия и Словения) увеличение их национального ВВП за голову населения достигло в среднем 27% (эквивалентно ускорению темпов роста экономики на 2 пункта в год), причем спустя пять лет оно возросло более чем на 10%, а к концу анализируемого периода — на 40%.
Эффект вступления в ЕС: статистика и прогнозы
«Этот прирост значительно ускорил сближение стран в Европе. До вступления в ЕС мы в течение десяти лет сопоставляли изменения ВВП на душу населения между регионами, которые присоединились к ЕС, и регионами, которые уже находились в ЕС (базовая контрольная группа), что позволяет предположить, что расчет эффективно изолирует эффекты присоединения начиная с 2004 года»,— отмечают экономисты фонда.
Хотя все регионы получили выгоду, прирост подушевого ВВП варьируется от 78% в Центральном и Западном регионах Литвы до всего 4% в Северо-Западном регионе Чешской Республики.
Усреднение также выявляет неоднородность на уровне стран: наибольший прирост наблюдается в странах Балтии, а наименьший — на Кипре.
Поскольку экономические размеры регионов различны, в МВФ сравнивали взвешенные по ВВП совокупные положительные эффекты, полученные в отдельных региональных оценках, с общими результатами. Они очень похожи и статистически не различаются ни на одном из условных уровней: взвешенный по ВВП эффект в среднем составляет 28% до 2022 года (против 27% в объединенной оценке).
Между тем прирост реального ВВП к 2022 году оказался несколько ниже, чем прирост ВВП на душу населения, что указывает на худшие демографические показатели в новых странах-участницах по сравнению с контрольной группой старых членов ЕС. Отчасти это объясняется старением населения и миграцией в старые страны-участницы. Выяснилось, что устойчивое накопление капитала способствовало росту ВВП примерно на 20 процентных пунктов к концу исследуемого временного отрезка. Значительная часть этого капитала была получена за счет прямых иностранных инвестиций (ПИИ), особенно в годы, предшествовавшие глобальному финансовому кризису. Чистый приток ПИИ составлял в среднем около 3,6% ВВП в новых государствах—членах ЕС с 2004 по 2007 год. Другим источником финансирования инвестиций стали трансферты из бюджета ЕС. Также обнаруживается очень небольшой отрицательный эффект на ВВП в части занятости. Он отражает совокупность изменений, включая уровень занятости, участие в рабочей силе по месту проживания, демографические показатели и миграцию.
Совокупный эффект говорит о том, что вступление в ЕС сократило разрыв в соотношении капитала и рабочей силы между старыми и новыми странами-участницами.
Рост производительности и интеграция Евросоюза
Дополнительно, увеличение эффективности способствовало незначительному приросту доходов после присоединения к Евросоюзу (14%). Вклад общей факторной производительности быстро возрос после принятия новых стран в ЕС, но последние годы характеризуются медленным снижением, возможно, из-за замедления структурных реформ и роста уровня образования, по оценкам МВФ.
По отдельным отраслям, изначально рост обусловлен в основном промышленностью, связанным, вероятно, с ее переездом в новые страны-члены и строительным бумом. Однако в 2019 году вклад промышленности начал замедляться, а в 2021-2022 годах сократился, что свидетельствует о полной реализации преимуществ от вступления в ЕС для данного сектора. Сектор услуг начал приносить положительные результаты с 2011 года, и с тех пор его доля выросла - к концу 2022 года прирост валовой добавленной стоимости составил 16% по сравнению с контрольной группой.
Специалисты отметили, что регионы, изначально более тесно интегрированные со старыми членами ЕС, выиграли больше от присоединения к союзу: средний рост ВВП на душу населения за 15 лет практически на 10% превышает недостаточно интегрированные регионы. Регионы с более высоким финансовым положением увеличили доход на душу населения почти в два раза больше, чем регионы с ниже средним уровнем. Кроме того, регионы, находящиеся ближе к столицам государств, за 15 лет выросли в среднем на 27%, в то время как удаленные регионы - на 22%, а регионы с высоким уровнем образования имели в среднем 1,5 раза больший прирост по сравнению с другими.
Европейский союз в общем
Прежде всего расширение ЕС помогает новым странам-участницам догнать старых, а увеличение единого рынка стимулирует рост в последних. Это происходит благодаря предоставлению всем членам Евросоюза доступа к более широкому спектру средств производства, что способствует эффективному распределению ресурсов. Кроме того, компании имеют возможность получить дополнительные выгоды от доступа к расширенному рынку для потребительских товаров.
С течением времени успешный результат накапливается, показывая примерно 5% роста ВВП на душу населения с 2008 по 2016 годы.
Далее эффект возрастает примерно до 10%, если не учитывать страны, пострадавшие от европейского долгового кризиса, в первую очередь Грецию. Уже через пять лет после расширения Международный валютный фонд отметил "определенные позитивные моменты" для стран Скандинавии, Австрии, Германии и Испании. Через пятнадцать лет наибольшие пользы получили регионы Германии и Австрии, тесно интегрированные с Центральной и Восточной Европой. Кроме того, аналитики выявляют заметный позитивный результат в более удаленных регионах — возможно, в связи с развитием туризма, например, в Португалии.
Выгоды и проблемы расширения ЕС после 2004 года
Заметные убытки Греции и Италии отражают основные последствия европейского долгового кризиса и уникальные события, произошедшие в каждой стране после 2004 года. Все это перечеркивает потенциальные преимущества от роста рынка, связанного с расширением ЕС.
Поэтому ожидания от расширения свидетельствуют о более высоких выгодах для обеих групп стран, чем это предсказывали модели торговли или общего равновесия до присоединения. По мнению МВФ, это находится выше пределов, выявленных в других исследованиях, сфокусированных на общем росте ВВП.
Успех расширения ЕС в 2004 году является образчиком для других регионов, стремящихся к экономической интеграции, считают авторы исследования.
Хотя есть потенциал для серьезных экономических преимуществ для будущего поколения стран-кандидатов на вступление в ЕС и для самого Евросоюза в целом, нельзя с уверенностью сказать, что они будут такими же крупными. Разрыв в доходах между сегодняшними кандидатами и 2004 годом сопоставим, однако, новым странам потребуются более широкие реформы, чтобы преодолеть разрыв в экономическом и институциональном развитии, который превышает разрыв между старыми и новыми членами ЕС 2004 года. Кроме того, не ясно, будет ли Евросоюз возобновлять крупные программы перераспределения и не затруднит ли прогресс более сложная структура союза, заключает МВФ.
Этот материал — фрагмент нового проекта ИД «», затрагивающего бизнес-тренды и финансовый рынок. Более подробный анализ ключевых сфер российской экономики, экспертные интервью и авторские колонки доступны на странице Review.