Налоговые льготы для поддержки корпоративных исследований: тенденции и перспективы
Специалисты Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ отмечают увеличение числа стран ОЭСР, использующих налоговые льготы в поддержку корпоративных исследований и разработок. Если в 2000 году такие меры применяли 16 стран, то к 2024 году их количество выросло более чем вдвое, достигнув 34. Доля льгот в общем объеме государственной помощи корпоративной науке составляет 55%, в то время как в 2000 году этот показатель не превышал 30%.
По отношению к ВВП средний объем налоговых льгот на научные цели в странах ОЭСР равен 0,13%. Наивысшие значения этого показателя отмечены в Португалии (0,39%), Исландии (0,38%), Великобритании (0,3%), Франции (0,28%) и Китае (0,24%), в то время как минимальные значения наблюдаются в Швеции, Новой Зеландии и Чехии (0,04%). Прямая господдержка бизнеса в области науки составляет в среднем 0,09% от ВВП.
Эксперты ИСИЭЗ отмечают, что наибольший эффект от налоговых льгот получают малые и средние предприятия, которым сложно получить кредиты. На каждую единицу налоговой помощи попадаются 1,4 дополнительных инвестиций в исследования от малых предприятий, в то время как у крупных этот показатель составляет всего 0,4. В целом средний уровень налоговых субсидий на единицу расходов на науку бизнеса в странах ОЭСР с 2000 года стабильно увеличивается. Так, в 2024 году компании благодаря льготам могли компенсировать в среднем 16–19% своих расходов на исследования и разработки.
В отличие от стран ОЭСР, в России структура господдержки корпоративной науки отличается: прямое финансирование составляет 0,35% ВВП, а объем налоговой поддержки — лишь 0,15%. По словам директора Центра научно-технической, инновационной и информационной политики ИСИЭЗ Михаила Гершмана, в РФ есть значительный потенциал для расширения налоговых мер поддержки корпоративной науки. Эксперт считает, что такие льготы могли бы поощрять компании, инвестирующие в технологическое развитие и сотрудничающие с научными организациями. Он подчеркивает, что новые меры должны быть привлекательны для бизнеса и доступны для применения.

