На сколько подорожают автомобили 2024
Любые сборы и пошлины, которые приходится платить импортерам и производителям, в конечном итоге отражаются на цене автомобиля для покупателя. Чтобы их прибыль не снижалась, дополнительные расходы закладываются в финальную стоимость машины. Утильсбор — не исключение.
Чем больше платежей несут импортеры и производители, тем выше будет цена автомобиля для конечного потребителя.
Инвестбанкир Евгений Коган в своем телеграм-канале отметил, что россиян ждет «сильное подорожание автомобилей». Причем цены разгонит не столько рост утильсбора, сколько связанный с этим ажиотаж и спрос.
Другие эксперты, конкретизируя, прогнозируют рост цен на иномарки до 80%. И скачок, по их мнению, произойдет уже этой осенью. В свою очередь цены на китайском автопроме из-за проблем с банковскими расчетами между РФ и КНР вырастут еще 10%.
Президент РОАД Алексей Подщеколдин на выставке MIMS Automobility Moscow заявил главному редактору "За рулем" Максиму Кадакову, что повышение сбора приведет к росту цен на автомобили на 5-10%, что может добавить к стоимости машины (ценой от 2 млн рублей) 150-300 тысяч рублей.
Подщеколдин выразил обеспокоенность тем, что увеличение сбора не приведет к существенному росту отечественного автопроизводства, так как емкость российского рынка – 1,5 миллиона автомобилей, а производственные мощности — всего 600 тысяч. Часть машин все равно придется ввозить в Россию.
Какие автомобили станут дороже?
Заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ «Авилон» Ренат Тюктеев спрогнозировал, что ставки утильсбора в среднем вырастут на 300 тысяч рублей. Что автоматически увеличит цены на новые импортные машины.
Минпромторг рассчитывает, что индексация утильсбора поможет локализовать производство электромобилей в стране и пополнить бюджет. Но эксперты сомневаются в эффективности этой меры и полагают, что цены на на локально-производимые электромобили значительно увеличатся.
Аналогичная стратегия применялась ранее в авиапроме, но к желаемым результатам не привела. Локализация привела к росту себестоимости продукции, а реальный спрос оказался ниже запланированного. Схожие тенденции могут проявиться и в автомобильной отрасли.
Повышение утильсбора значительно увеличит цены на локально-производимые электромобили — за счет создания монополизма и за счет роста себестоимости при вынужденно малых объемах производства. В то время как цены на китайские модели в России вдвое выше, чем в самой стране-производителе.
Утилизационный сбор на автомобили в России в 2024
Утилизационный сбор — разовый платеж за каждое произведенное или ввезенное в страну транспортное средство. Его платят производители — за транспортные средства, которые изготовили в России, импортеры — за транспортные средства, которые ввезли в Россию, и покупатели.
В России утильсбор ввели в 2012 году и вначале распространялся только на импортеров, с 2014-го — и на отечественные компании. Однако, компании получали промышленные субсидии, которые компенсировали выплаты. Такое взаимодействие позволяло российским заводам сохранять цены ниже, чем на импортные машины.
Какой размер утильсбора в 2024 году?
Расчет размера утилизационного сбора производится по определенной формуле. Базовая ставка умножается на специальный коэффициент, который зависит от ряда факторов: возраст авто, тип таможенного оформления, объем двигателя, категория машины, допустимая масса.
Минимальные коэффициенты предусмотрены для легковых автомобилей, ввозимых в личных целях. Для того чтобы воспользоваться такой льготой, в документах на расчет утилизационного сбора должно быть указано, что машина ввозится для личного пользования. Кроме того, автомобиль должен принадлежать одному владельцу в течение года; владелец в течение года ввез только одну машину.
После 1 октября 2024 года размер утильсбора на авто для перепродажи увеличится:
- для легковых автомобилей с объемом двигателя от 1 до 2 л — с 306 000 до 556 200 ₽.
- для авто с объемом двигателя от 2 до 3 л старше 3 — с 1 279 000 ₽ до 2 366 000 ₽.
- для авто с объемом двигателя от 3 до 3,5 л — до 2 735 000 ₽.
- для легкового авто с объемом двигателя больше 3,5 л — до 2 284 000 ₽.
- для новых электромобилей и гибридов — до 667 400 ₽.
- для электромобилей старше 3 лет — до 1 174 000 ₽.
Куда направляют деньги с утильсбор?
Деньги из утильсбора направят на следующие цели:
-
Финансирование программ поддержки российской автомобильной отрасли.
В частности, перезапуск простаивающих производственных площадок, развитие компетентных кадров и меры стимулирования спроса на автомобили.
-
Поддержку льготного кредитования для малообеспеченных граждан, которым необходим автомобиль.
-
Увеличение объемов выпуска автомобильных комплектующих и запчастей, что должно повысить качество и надежность отечественных автомобилей.
Зачем повышать утильсбор?
Еще в июле АвтоВАЗ заявил, что повышение утильсбора на автомобили сподвигнет иностранные бренды вкладывать деньги не в зарубежные, а отечественные производственные проекты, локализовать поставщиков и создать партнерские отношения.
Такое решение, считает автомобилестроительная компания, позитивно скажется на развитии отечественного автопрома и смежных отраслей. А это в свою очередь повлечет предсказуемость и стабильность цен на рынке.
У правительства свои мотивы для такого решения. Из-за санкций в России значительно увеличился серый импорт автомобилей: их покупают за рубежом, привозят в страну и перепродают. Перекупщики не могут ни гарантировать качество товара, ни обеспечить необходимое сервисное обслуживание, так как дилерские центры не берутся ремонтировать такие автомобили по гарантии и оригинальными деталями.
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров заверил, что увеличение сбора коснется в первую очередь именно перекупщиков — компаний или физлиц, которые целенаправленно импортируют автомобили для перепродажи.
Обычные же автомобилисты, которые ввозят в страну автомобили для себя, смогут платить по льготным ставкам или покупать машины среднего и низкого ценового сегмента по тем же тарифам, что и раньше.
Когда лучше покупать автомобиль?
Эксперты автомобильного рынка выделяют несколько основных правил, когда покупка автомобиля будет наиболее выгодна.
- Лучшее время для покупки нового автомобиля — январь и февраль. В этот период дилеры стремятся распродать остатки прошлогодних моделей, чтобы освободить место для новых, поэтому предлагают максимальные скидки и бонусы.
- Середина лета (июнь-июль) также является благоприятным периодом для покупки нового автомобиля. В этот период продажи традиционно снижаются, так как многие покупатели уезжают в отпуска. Дилеры стараются привлечь клиентов различными акциями и предложениями.
- Лучшее время для покупки автомобиля с пробегом — осенне-зимний период (сентябрь-ноябрь). В этот период спрос на подержанные машины снижается, а продавцы заинтересованы в скорейшей продаже, поэтому цены более привлекательные.
- В марте-мае цены на автомобили с пробегом, как правило, повышаются, так как растет спрос со стороны водителей, получивших права зимой, а также тех, кто готовится к летним поездкам на дачу и отдых.