Нехватка чипов и монтажников тормозит замену лифтов в Воронеже, штрафы превысили 120 млн рублей

Нехватка чипов и монтажников тормозит замену лифтов в Воронеже, штрафы превысили 120 млн рублей

Регионы
012
Рефинанс

Штрафы для подрядчиков за нарушение сроков ввода лифтов в Воронеже

Штрафы, итого свыше 120 миллионов рублей, наложены на подрядчиков, которые опоздали с сдачей новых лифтов в жилых комплексах Воронежа в период 2024-2025 гг. В некоторых случаях местные жители вынуждены были несколько месяцев использовать лестницу для подъема на последние этажи, поскольку старые лифты были демонтированы, а новые так и не введены в эксплуатацию. Исследование экспертов позволяет понять причины задержек, почему даже высококачественное оборудование начинает выходить из строя уже в первый год работы, и каким образом можно уменьшить вероятность подобных инцидентов.

Проток жалоб

Поток жалоб, связанных с заменой подъемных устройств, обрушился на управляющие организации, региональный фонд капитального ремонта, областную жилинспекцию и отделение Народного фронта в прошлом году. Объем работ был рекордным: устанавливали 655 лифтов в 208 домах, формирующих взносы в общий котел, на сумму 1,76 миллиарда рублей. За это время в ГЖИ приняли 300 обращений по поводу слишком долгого простоя оборудования. В 2025-м по программе капремонта регоператор планирует заменить 316 подъемников. Чтобы не давать подрядчикам растягивать процесс, сроки отключения оборудования на период проведения работ ограничили 45 календарными днями (вместо календарного года, как раньше). Некоторые компании в эти нормы уже не укладываются… Есть примеры, когда по вине завода-поставщика люди не могли пользоваться лифтом в доме с октября до конца февраля.

За несвоевременную замену подъемного оборудования в прошлом году подрядчикам выставили 43 претензии (в 2023-м их было 25) с начислением неустоек. По контрактам работало 13 заводов-поставщиков. Все, кроме "Могилевлифтмаша", - российские, а одна ("Белтранслифт") даже имеет сборочное производство под Воронежем.

В министерстве ЖКХ и энергетики Воронежской области пояснили , что самым медлительным оказалось АО "Щербинский лифтостроительный завод". По контрактам 2024 года ему набежали неустойки на сумму более 94 миллионов рублей. Сейчас это предприятие монтирует в Воронеже 41 лифт в 14 домах.

"Выполнение строительно-монтажных работ по объектам составляет от 50 до 95 процентов. В связи с невыполнением их в сроки, установленные договорами, в 2025 году Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области выставил АО "Щербинский лифтостроительный завод" претензии и начислил неустойки на сумму 31,7 миллиона рублей. В связи с тем, что лифты являются механизмами повышенной опасности, фонд и организации, осуществляющие строительный контроль, уделяют особое внимание качеству работ, комплектующих и других материалов", - сообщили в ФКР.

Проблемы с лифтами: анализ ситуации

Задержки в сроках обусловлены различными факторами, включая структурные проблемы. В основном, большинство компаний, занимающихся установкой лифтов в России, не производят все необходимые компоненты самостоятельно. Также не все материалы закупаются у отечественных поставщиков. Например, "Белтранслифт" из Воронежа приобретает некоторые элементы оборудования в Турции. Завод в Щербинке также закупает определенные детали за рубежом, что влияет на скорость поставок.

- В целом, отечественные производители смогли заменить импорт. Наши заводы способны изготавливать лифты для типовых многоквартирных домов с количеством остановок до 30. Для зданий высотой более 100 метров необходимы скоростные лифты, которые на данный момент только проектируются в России. Однако некоторые комплектующие все еще приходится закупать за границей. Главным образом, это касается микроэлектроники из Китая: контроллеров, чипов, процессоров, частотных преобразователей для плавного движения кабины и дверей. Одно из отечественных предприятий планирует выпустить свои преобразователи на рынок к 2026 году (в рамках субсидии от Минпромторга), хотя такое оборудование было необходимо уже вчера, - отметил Петр Харламов, секретарь комиссии по лифтам при Минстрой России.

Во-вторых, отрасли не хватает специалистов по монтажу лифтов, что приводит к задержкам начала работ или их приостановке. Щербинский завод, чтобы ускорить процесс, направлял бригады из других регионов во Воронеж, сообщили в министерстве ЖКХ области. Также жесткий контроль за качеством установки и требование устранения недочетов увеличивают сроки замены лифтов.

Министр ЖКХ и энергетики региона Евгений Бажанов объяснил, что дефицит квалифицированных монтажников имеет масштабные последствия по всей стране.

- Мы сталкиваемся с ситуацией, когда лифт, который после исправлений был принят к эксплуатации, через короткое время становится объектом жалоб от жильцов на неисправности, - отметил министр.

Основываясь на таких случаях, была выявлена третья проблема с обновлением лифтов: нехватка квалифицированного персонала для обслуживания лифтов после установки. Лифты должны пройти техническое обследование в аккредитованной лаборатории и затем переданы на обслуживание специализированной компании. Недостаточное количество подходящих механиков замедляет ввод лифтов в эксплуатацию, что может привести к задержкам на один-два месяца в Воронежской области, уточнили в министерстве ЖКХ и энергетики.

95 percent
Наших клиентов получают положительное решение в банке
Готовое решение по кредиту уже сегодня
Получить решение

Некачественное обслуживание лифтов: проблемы и решения

Однако неудобства для жильцов не заканчиваются на этом. Часто новые лифты начинают выходить из строя уже через 9-12 месяцев после ввода в эксплуатацию. Экстренные ситуации могут затянуться на длительное время. Основная причина заключается в невыполненном и низкокачественном техническом обслуживании. Выполнение настройки и регулировки лифтов, предусмотренных инструкцией по эксплуатации, может либо отсутствовать, либо откладываться. Пока недостатки можно устранить за счет гарантии, резервный фонд по жалобам управляющих компаний выдает предписания подрядчикам. По окончании срока гарантии на ремонт придется дополнительно платить жильцам.

Присмотреться к тарифам

Проблема с кадрами в сфере услуг усугубилась из-за текущей экономической обстановки, сдвига персонала в более высокооплачиваемые отрасли. Это негативно сказалось на обязанностях электромехаников при обслуживании лифтов, пояснил лидер Национального лифтового союза Виктор Тишин:

- Это привело к перегрузке сервисных работников. А сервис - ключевое звено в функционировании лифта. Проектирование занимает 2,5 минуты, производство - 2,5 часа, монтаж - 25 дней, а эксплуатация - 25 лет. Увеличение нагрузки на одного служащего влечет разрушение системы планово-предупредительного обслуживания, что недопустимо. Лифт - опасное устройство, по сравнению с автомобилем, а не с велосипедом. Поэтому планово-предупредительный ремонт должен стоять на первом месте.

Специалисты отмечают, что нехватка монтажников и техников в жилищно-коммунальной сфере напрямую зависит от неадекватной цены на их услуги, не связанной с реальными затратами на труд.

- Включение услуг по монтажу в стоимость замены лифта. Однако подрядные фирмы значительно снижают эту сумму на аукционах, участвуя в программе капитального ремонта по конкурентной основе. В области техобслуживания тарифы в основном зависят от квадратных метров, а не от нормативных затрат на труд и обслуживание. Для предотвращения этого необходимо произвести изменения в законодательстве. Необходимо определить допустимое количество лифтов, за которыми будет следить один механик, - подчеркнул технический специалист из Национального лифтового союза Алексей Зоточкин.

В НЛС уже проведены расчеты минимальных трудозатрат для обслуживания лифтов для нескольких заводов-производителей, опираясь на требования к сервису.

Совместное мнение коммунальных служб и чиновников заключается в том, что необходимо обеспечить качественное содержание оборудования (для безопасности пассажиров и для продления срока службы). Однако возникает вопрос: как это сделать? Здесь у мнений различия. Предложен законопроект по переносу оплаты за обслуживание и текущий ремонт лифтов в отдельный раздел платежа.

- Министерство строительства видит стратегическую цель - установить обязательную, а не рекомендательную методику расчета минимальной платы за содержание общедомового имущества (включая лифты) по всем видам работ. Эта методика должна опираться на объективные сметные расценки на материалы и услуги, соглашения отраслевых тарифов - аналогично капремонту и строительству за счет бюджета. По-сути, необходим некий калькулятор, который автоматически учитывает нормативы при расчете платы за ОДН. Иначе она становится результатом компромисса между стремлением бизнеса заработать больше и желанием населения платить меньше - с учетом местных властей, опасающихся повышения тарифов перед выборами, - пояснила заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. - По моим данным, для обслуживающих лифтовые компаний приемлемы суммы, которые собираются по текущим тарифам. Но они не доходят или доходят в искаженном виде. Возможно, стоит переходить на прямые контракты жильцов на обслуживание лифтов? Чтобы оплачивать и контролировать напрямую. Но эту идею необходимо обсудить публично.

Петр Харламов, руководитель ассоциации "Российское лифтовое объединение":

- Местные лифтовые заводы в настоящее время работают на 70 процентов и могут удовлетворить внутренний спрос. Мы полностью удовлетворяем потребности в лифтах для типовых зданий до 30 этажей (со скоростью до четырех метров в секунду). В стране пока нет лифтов со скоростью девять метров в секунду. Но такие модели находятся в разработке, и в ближайшие годы мы планируем их выпускать. Мы можем производить до 60 тысяч лифтов в год, плюс у нас есть соседи-белорусы. Для регулирования рынка можно было бы унифицировать типоразмеры лифтовых шахт для застройщиков с учетом выпускаемых моделей в России. Тогда в случае проблем будет проще получить быстрый отклик и дополнительные детали от заводов.

Рассчитайте условия по кредиту и получите ответ уже сегодня
Необходимая сумма*
100 000 ₽
10 000 000 ₽
Срок кредитования*
6 мес
60 мес
Ваш ежемесячный платёж составит:
17 602

Ограничение поставщиков лифтов для фондов капремонта

Президент Национального лифтового союза, Виктор Тишин, заявил о необходимости ограничения количества предприятий, с которыми фонды капремонта могут сотрудничать. По его мнению, в список следует внести не более семи отечественных и трех зарубежных заводов. Это позволит уберечь себя от непредсказуемых поставок лифтового оборудования, которое может оказаться невозможным обслужить через несколько лет. Несмотря на хорошее качество китайских лифтов, количество производителей в этой стране за последнее время значительно возросло, что оставляет сомнения в их долгосрочной стабильности. Ликвидациясроков эксплуатации лифтов в Китае также ниже, чем в России, что является еще одним негативным аспектом.

Читайте также
Победа не согласна с судом о габаритах ручной клади: комментарий авиакомпании
Новости
Победа не согласна с судом о габаритах ручной клади: комментарий авиакомпании
Авиакомпания Победа заявила об отсутствии ограничений на провоз вещей без установленных габаритов, согласно закону, комментируя решение суда о неправомерных требованиях к ручной клади. Суд признал, что авиакомпания злоупотребила правом на определение размеров багажа.
30 мая
04
Минфин предложил усилить налоговые нагрузки для дочек МГК с 2026 года в пользу России
Новости
Минфин предложил усилить налоговые нагрузки для дочек МГК с 2026 года в пользу России
Министерство финансов России предложило установить с 2026 года ставку налога на прибыль для дочерних компаний международных холдингов на уровне 15%, чтобы увеличивать поступления в российский бюджет. Это изменение является адаптацией международного механизма Pillar 2, принятого в странах ОЭСР, и отличается от оригинальной модели, что может создавать риски двойной налоговой нагрузки для компаний и увеличивать нагрузку на использование налоговых льгот, особенно в IT-секторе.
30 мая
06
Дальний Восток и Северный Кавказ - самые дорогие регионы для туристов в России
Новости
Дальний Восток и Северный Кавказ - самые дорогие регионы для туристов в России
Высокие туристические расходы в российских регионах. Не Москва и не Питер. Названы регионы с самыми высокими ежедневными расходами туристов.
30 мая
03